Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Александр ЦЫБиН: «Сейчас есть острая необходимость существенного реформирования первичной медико-санитарной помощи на селе»

Николай ЛИТВИНОВ

Мы почему-то чаще всего вспоминаем деревенских жителей в «связке» с какими-то трудовыми достижениями в процессе их тяжелой ежедневной работе по обеспечению страны необходимой продукцией. и реже вспоминают о тех трудностях, с которыми они сталкиваются. Одна из таких насущных проблем — медицина на селе. Как сегодня можно охарактеризовать развитие системы здравоохранения в далекой глубинке?

С этого вопроса началась наша беседа с начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Александром ЦЫБиНЫМ.

— Мы считаем, что вообще есть острая необходимость существенного реформирования первичной медико-санитарной помощи. и прежде всего на селе. Случается, что именно деревенский житель бывает обижен тем, что он не всегда имеет возможность получить нужную медицинскую помощь в необходимом объеме.

Реформирование той системы, которая сложилась сейчас, проводится через внедрение на селе специалистов общей врачебной практики. За последние три года уже подготовлено 133 такие врачи, они получили соответствующий сертификат. Это люди, которые имеют почтенный опыт работы именно на селе. Где-то на границе 1999-2000 годов, признаюсь, было искушение местных руководителей пройти этот процесс, так сказать, «скоро» — прошел человек какое-то короткое обучение — и пошел работать. На селе же вообще существует 400 врачебных амбулаторий и участковых больниц. Вот и хотели все их сразу обеспечить таким образом. Мы провели свое исследование и пришли к выводу, что таким путем идти просто нельзя. Не надо бежать за количеством, потому что это очень ответственное дело. Поэтому мы пошли на создание специального курса агульналячэбнай практики при медицинской академии последипломного образования. После его окончания, как я уже говорил, выдается специальный сертификат, наличие которого дает право работать в этом направлении. Надо максимально использовать тот исторический опыт, который сложился в системе медицинского обслуживания на селе. Вспомним того же земского врача, он же был подвижниках, заметной фигурой, просто уважаемым человеком. Основная задача сейчас — создать все условия для того, чтобы именно такие врачи пришли в деревню. Главное при этом, конечно, не ошибиться в выборе кандидатуры. Нам же очень важно, чтобы о них был такой же отклик, как раньше о земского врача.

— Александр Кириллович, можно ли уже сейчас говорить о конкретных результаты этой работы?

— Конечно. Мы провели исследование, и оказалось, что там, где хорошо, эффективно работает врач общей практики, количество звонков «скорой помощи» сокращается на четверть. Понимаете, какое дело происходит? Прямой экономический эффект получается. Кроме того, почти на 30 процентов сокращается Направление к врачам узких специальностей в районный центр.

Это очень удобно для сельчан: пришел к врачу — получил необходимую помощь, полезную консультацию. Главный критерий, который мы берем за основу, — улучшить доступность и качество помощи, оказываемой. Мы направляем специалиста, чтобы снять ряд вопросов непосредственно на месте. По расчетам, рациональное обслуживание можно наладить, если врач общей практики имеет количество пациентов на уровне около двух тысяч человек.

— Возможно, есть потребность и в том, чтобы врачи той же районной больницы выезжали в деревню?

— Мы давно практикуем такие формы. Это, кстати, вроде тех «выездных приемных, которые проводит ваша газета. Такие формы очень полезны: и население получит консультацию, и врач глубже уникне в суть проблемы.

— Скажите, а в каком направлении планируется дальнейшее развитие системы здравоохранения на селе, возможно, в скором времени, прежде всего из-за демографической ситуации, нужно будет вести речь о сокращении фельдшерско-акушерских пунктов?

— Сегодня мы проводим в жизнь принципы финансирования на жителя. В соответствии с социальным стандартам получения медицинской помощи эта сумма установлена в размере 100 долларов в год. Это, так сказать, специальная расчетная величина. Она на порядок выше, чем, например, в Армении, где эта цифра составляет 12 долларов, или доллар в месяц.

Таким образом, как видим, финансирование определено в конкретных размерах. Сегодня речь идет о рациональном использовании этих средств. Поэтому мы рекомендуем, чтобы на уровне районов существовала своеобразная кооперация. Зачем держать в небольших городах такой же штат специалистов, что и в населенных пунктах областного подчинения? Избыточная помпезность просто не нужна. Непосредственно на селе должен существовать компактный, тэлефанизаваны пункт оказания помощи. Я, конечно, не исключаю, что будет и рационализация сети медицинских учреждений, однако это никоим образом не затронет интересы населения. Мы должны создавать на селе такие же условия, как и в районном центре. К этому необходимо стремиться.

— А как сейчас можно охарактеризовать ситуацию с обеспечением лекарствами?

— По ассортименту лекарств нет никаких проблем. Тот же фельдшер может в райцентре закупить какие угодно средства. Главная проблема, что существует сейчас, — ценовой «ценз» лекарств, их доступность. Поэтому очень важно, чтобы развивалась отечественная фармацевтическая производство. Мы же только 30 процентов лекарств производим в Беларуси, остальное приходится закупать за рубежом. А там нам уже навязывают и стоимость, и, в определенной степени, ассортимент.

Насчет оплаты лекарств для малоимущих категорий населения должно существовать социальная справедливость — затраты этих людей покрывает государство. Остальным необходимо оплачивать из своего кармана.

— Продолжая тему социального стандарта: существует ли возможность повышения предела 100 долларов в год на человека?

— Тут уже все идет от возможностей экономики — будет возможность тогда, когда страна станет богатой. Есть, кстати, и еще одна источник — формирование здорового образа жизни.

— Каким образом это может повлиять на «вес» финансирования на жителя?

— Простой арифметический подсчет: чем меньше людей обратится к медикам за помощью, тем больше сумма. Вообще же формирование здорового образа жизни — мировой стандарт. Это, по большому счету, здоровье нации. Болезнь же легче предотвратить, чем лечить. Люди должны это понимать. Экономить на собственном здоровье нельзя. Здоровье не купиш за деньги. А, с другой стороны, болезнь не должна превращаться в предмет некоего «торговли». Деньги за лечение не делаются из «воздуха». Медицинские услуги — это товар, сервис. Современная медицина — высокозатратный, она требует больших инвестиций, а значит, дорого стоит. Болеть просто невыгодно. Конечно, минимальный уровень медицинского обслуживания никто не отменяет, но и рыночные законы тоже надо учитывать.

— Я понимаю, речь идет о платные медицинские услуги. В каких пределах сейчас возможно их развитие?

— Процесс развития платных медицинских услуг просто неизбежен. По тем причинам, которые я упоминал выше. Он имеет свое экономическое обоснование. Существует ряд видов помощи, хочет получить сам пациент, независимо от абсолютных показаний. Я имею в виду ту же пластическую хирургию, коррекцию зрения, ряд других услуг. Их государство просто не в силах бесплатно оказывать. Поэтому и развивается сегмент платных услуг. Он, кстати, ведет отсчет с 1996 года и теперь составляет 5 процентов от всех медицинских услуг. В столице эта цифра составляет около 10 процентов.

— Существуют ли планы повышения этой цифры?

— Мы не сторонники какой-то там «шоковой терапии». Понимаете, человек должен получить тот объем медицинских услуг, который закреплен соответствующим стандартам. Этот объем должны быть востребованы, нельзя допустить, чтобы существовал какой-то сдерживающий фактор.

— А на селе, кстати, имеется возможность в полном объеме реализовать право на получение услуг «по стандарту»?

— В системе, которая существует сейчас, деревенскому жителю нет препятствий для получения квалифицированной консультации, помощи.

SQL - 20 | 0,808 сек. | 7.42 МБ