Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

А кто вы такие?

Светлана БОРИСЕНКО

Министерства образования Беларуси собирается знать о школьников, «пэтэвэшникав» и студентов все … Первый шаг уже сделан

Министерство образования охотно взялось за проведение мониторинга на тему качества отечественной образования всех уровней». Дело в том, что на последнем съезде учителей соответствующее поручение ведомству дал Президент страны, и министерство энергично взялось за дело. В скором времени создался специальный рабочий совет, в состав которого вошли ведущие региональные вузы, а также отдельные госструктуры главе с головной организацией — Белгосуниверситета.

Самое важное в мониторинга — его периодичность. Тематические опросы, которые будут проводиться как среди самой учащейся молодежи, так и среди их родителей и даже учителей, планируется устраивает два раза в год — по весне и по осени. Все сведения, собранные и обработаны с помощью региональных социологических лабораторий, а также Центра социологических и политических исследований БГУ, Министерства планирует использовать в глобальных целях — ради принятия важных решений, полезных и необходимых, в первую очередь, самой молодежи.

Идея проведения цикличное мониторинга — новая для Беларуси. Опросы молодых людей проводились и раньше, в частности с 1987-го по 1991-й год, но тогда это были «разовые» опросы среди молодых граждан всех стран бывшего Союза.

Очевидно, что нынешние школьники, учащиеся ссузов, ПТУ и студенты считают по-другому, иногда демонстрируя довольно радикальные настроения. Однако первый шаг Министерства образования — первое в упомянутом мониторинга опрос обнаружила, главным образом, позитивные настроения в отношении современности и будущего.

Если сразу сказать о перспективе, то две трети из 4800 опрошенных учеников, учащихся, студентов верят и в свое будущее, и в будущее страны.

Часть исследования была посвящена непосредственно проблемам получения образования и выбора работы. Выразившиеся, в частности, что вообще молодые люди уделяют большое внимание материальной стабильности (50 процентов) и деловому успеху, карьере (43,3 процента), хотя Первоочередными ценностями для них являются, безусловно, хорошие друзья (78,2 процента ), семья (77,7 процента), любовь (67,8 процента). На этом фоне слабо ценятся развлечения — 13 процентов респондентов зачислили это в одну из трех наиболее значимых для себя ценностей, физическое сила — 12 процентов, господством над людьми — 3,2.

Скажем, довольно значительная часть молодых людей, которые собираются или уже обучающиеся в ссузах и вузов, осознал, что жизненному успеху способствуют, главным образом, предприимчивость, деловая хватка и трудолюбие, а также высокий профессионализм. На счастливый случай, как и на использование любых средств для достижения цели надеются где-то только около 10 процентов опрошенных.

Чем прывабливае молодежь высшее образование, так это возможностью получить интересную профессию. Так считает каждый второй школьник, лицеистов и чуть меньше учащихся ПТУ. Зато только 36 процентов студентов именно с этой позиции оценивают высшее образование. Спад цифры, наверное, чем-то объясняться, хотя в рамках данного исследования не выяснялось, чем именно. Очевидно, что на разницу во взглядах влияют какие-то отрицательные факторы. Для половины студентов более важной представляется возможность стать образованным человеком, поскольку им кажется, что именно диплом выступает гарантом приличного заработка. Продолжать учебу хотят всего 30-40 процентов учащихся ссузов и вузов. Среди школьников эта цифра, конечно, вдвое больше.

У «детей переходного периода» пока не стыкуются ценности социалистического и капиталистического жизни. Они, так сказать, хотели бы посидеть на двух стульях одновременно. Так, 83 процента респондентов согласны с позицией чем больше я работаю, тем больше зарабатываю», 35 процентов выступают за то, что каждый должен сам посодействовать собственному доброму жизни, однако при этом 61 процент считает, что государство должно гарантировать высокий уровень жизни, а 12 процентов полагает, что государство не должно допускать большой разницы в заработной плате.

Тем не менее, представляя себя людьми богатыми, 46 процентов однозначно продолжали бы работать, 37 процентов — скорее да, чем нет», 5,8 процента — скорее нет, чем да» и 2,7 процента — не работали бы.

Полезными непосредственно для чиновников из Министерства образования должны быть следующие оценки молодежи. Во-первых, уровень преподавания в учебных заведениях полностью или частично удовлетворяет
75 процентов респондентов. А качество учебников устраивает менее половины всех респондентов, причем самый низкий процент удовлетворенных по данному вопросу — среди студентов.

По словам директора Центра социологических и политических исследований БГУ Давида Ротман, по первому базовому опросу трудно дать положительную или негативную оценку ситуации вообще, однако даже ответы по учебниках делают намек на необходимость той большой работы, к которой падступилася министерства.

SQL - 19 | 1,566 сек. | 7.38 МБ