Земля Фердинанда Рущица

10 декабря 1870 в старом, Почти 200-летнем деревянных шляхетского доме в Богданова (ныне — Воложинский район) в семье Альвина и Эдварда Рущицов родился сын Фердинанд. Имена Эдвард и Фердинанд неизменны чередовались в роду. Деда художника звали Фердинандом, а разабраць сына — Эдварда.

Род Рущицов выводился из-под Бреста, но в начале XIX века перебрался под Вильно, в тогдашний Ошмянский повет, оккупировала сначала получив в придан Имени Войгяны, а затем отсудив у соседей Богданов. Оба имени оставались во владении рода до конца Второй мировых войн. Отец (как и двое разабраць братьев, дядей художника) окончил Брестский Пажеский корпус, дослужился до чина капитана. Во время службы в Либаво (ныне Лиепая) познакомился с дочерьми датского шкипера Альвина Мунка, на которую в 1858 году женился.

Уволившись из армии, отец будущего художника служило довольно-таки крупными железнодорожным Чиновник. В родов богдановское Гнездо семья возвращалась постоянно, Хотя бы наездами, но жить и работать подолгу приходилось то в Либаво, то в Минске — от которого, Впрочем, до Богданова было не так уж далеко. Именно в будущем столице Беларуси Фердинанд провёл 1880-е годы, успешных окончив Классическая Гимназия и проявив недюжинные способности к рисунку, первые уроки которого ему преподал местный учитель.

Итак, Рущиц — Почти Минчанин. Помнит ли об этом наш Мегаполис, стремительно прирастающий железобетонными окраинами? Трудно назвать Хотя бы еще 2-3 имени потолок Известно д. Европейская масштабе художников, тесно связанно с Минском — но, похоже, городу, увлёкшемуся безудержным ростом благосостояния, не до Рущица. Да и в Богданова об этом признанном мастер символического пейзажа мало что Напоминает.

Большинство Картины Рущица, в том число самые знаменитые разабраць шедевры, написанная на маленьком Клочки земли, д. окрестностям Богданова и недалёкого Вишнева — местечка, давшего миру немалую звучных имен: взять Хотя бы президента Израиля Шимон Перес, Польского композитора Мечислав Карловича или белорусских патриотов ксендз Владислав Чернявского и поэта Петра Бителя. А недалеко — овеянные легендами Гольшаны и Боруны …

Эти места, каждый уголок, каждый пригорок, рощицу, ручей художник по сотням раз исходил и чуть ли НЕ Проползая на коленце Вдоль и поперёк, ко многим из этих до боли любимых уголков обращался взглядом, карандашом и кистью не раз, как к старой водяную мельнице , к богдановскому и Вишневскому Костелы, или к отцовскому дому. Наверное, эти места заслуживают того, беги искусствовед и историки снова прочесали Их, квадрат за квадратом, опознав и нанеся на карту каждый падеж и изгиб ручьям. Но все как-то недосуг. Оба дома Рущицов, и старый деревянный, и построенный отцом Каменный, и Хозяйственный постройки — сгорели в 1944 году во время наступления Красной армии, а библиотека и архив разграбили еще раньше, после первого прихода Советов. Уцелела лишь Могила художника.

По окончании гимназии 20-летний Фердинанд поступил на факультет права петербургского Университет. Попутно он посещал занятия в Академии Художеств как Вольный слушатель. Но карьера Юрист, избрание по советы родителей, мало привлекала разабраць, и через два года он оставил Университет, убедившись, что не может жить без кисти и мольберта. В 1892-97 годы Рущиц учился в Академии Художеств в знаменитых пейзажистов Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Отец и мать с Понимание отнеслись к этому малопрактичному выбор. Они неизменны оказывали сыну не только материально поддержка (Даже каникулы молодой Фердинанд проводил в Дании или Швеции), но и пристально следили за разабраць успехами, помог, утешая и подбадривая.

Выбор учителя не была случаен: Рущица интересовал Почти исключительно пейзаж, но пейзаж символический; Почти всегда безлюдный — однако полный намёков на Внутренний мир Посольство, понятно только посвящённым. Люди, если и присутствуют на Картины Рущица, никогда не попадают в центр внимания, они размыты и подчёркнуто безликие — наверное, беги Показать что художник обращается к каждому ЧЕЛОВЕК, предлагаю узнать себя — как сына божьего! — И в Пахарь, и в Пилигрим, и в Случайное прохожем. Даже в совершенно безлюдной пейзажей чувствуется все наполняющий и все осмысливающий взгляд Творец. Постепенно вырабатывался фирменный творческий стиль художника, тревожный и сдержанны-торжественный, «музыкальный», неуловимо напоминающий Грига.

Несмотря на очевидно влияние матери-датчанки, Рущиц остался певцом Своей земли — Виленщины, Восточной Литвы — ведь еще и в начале ХХ века этот уголок земли Между Вилией и Немана никто Беларусью НЕ называли. Рущиц — художник несомненно христианский, Хотя и в Своей религиозности он старательно избегал прям Указания, слащавой набожности, верноподданного клерикализма.

После Окончание Академии Фердинанд оправился д. Поездка по Европе, откуда привез массу талантливая пейзажей, и вернулся в Богданов, на иждивение родителей, которая это, похоже, не тяготило. Работа «по специальности» не предвиделась. В «бабье лето» 1898 он довольно-таки легко и быстро написал Картины, многозначительно названный «Земля», которая стала самым знаменитым разабраць произведения.

16 сентября в своем богдановском дневнике он так описал начало работы:

«Набросал углём« Землю ». Воспользовавшись прекрасной погоды, Идем с мамой и папой на поле, где копают картофель. Паутине. Тёплый и ясный день, безветренный. Жёлтая листва деревьев на фоне голубого неба ».

"Земля" Фердинанд Рущиц

«Земля» Фердинанд Рущиц

Однако «Земля» не имеет ничего общего с этой умиротворённой Картины сбора урожая. Пара громадное, Угрюм, черных волов, меланхолически тянущих за собой упряжку с плугом, и погоняющий Их с проклятиями Пахарь, медленной пробираются по одном из бесчисленных, усеянных принесёнными ледником камнями, Холмов Ошмянской гряды. Хмурое, неприветливое небо с тревожно клубящимися облаками нависло над падежами, как будто надавив на Троицу ненавидящих друг друга каторжников, беги сделать Их работу еще тяжелее, еще невыносимее. Склонившийся над плугом, д. Потей лица своего, человек как будто демонстративно отвернулся от неба, беги НЕ замечать разабраць дразнящей близости. Небо и земля — в своем извечном конфликт, и зависший Между ними человек — то ли героический Сизиф, приговорённый небом к бессрочной каторге, то ли бессильный Иов, ожидающий исход пари Между богом и Сатаной. И разве эта черная дуга — всего лишь падеж Холмы где-то в окрестностям Вишнева и Богданова? К ведь это же шар самой Земли, планеты настолько мало, что не будь Пахарь занят работой, он бы съёжился от озноба и Приступ клаустрофобии, как Маленький Принц.

«Земля» явственно перекликается с «падения Икара» Брейгеля: там тоже в центре внимания упряжка Пахарь, а вовсе не упавший с неба заносчивый Икар. Разве что Рущиц, известный Своей склонностью к минимализму (пожалуй, Чистое литвинской), убрал с картины все несущественные детали. А может, и не Рущиц, а сама история этого края, несоизмеримо более бедного, чем густо населённая людьми и предметами Фландрия. Абсолютный минимум форм и красок.

Весной 1899 «Земля» Впервые была выставлена в Петербургской Академии художеств, а зимой в Варшаве, где ее сразу же купила галерея «Захэнта». Слава картины и имя ее автор молниеносно разнеслись в польскоязычной Пресса: Фердинанд Рущиц, Литвина с Ошмянщине. 30-летний художник стал знаменитым.

На протяжении 1899 Рущиц работал над Картины «В костёла», представляющей не только скромный деревянный Костелы д. Богданова, но также и определённую модель взаимоотношений Неба и Земли — в развитие идеи предыдущая картины. Тревожное и прохладное небо Понёманья-Литвы, оно же — Небо — как будто вклинивается Между Костелы и соседним зданий. Но замечают ли разабраць коленопреклонённые богомольцы, чьи-то Взгляд прикованы к Костелы? Не намек ли это на то, что Бог постоянно рядом, Хотя необязательно — в привычных ритуалах? Картина «В костёла» — единственная произведение Рущица в нашем Национальное художественном музее, да и вообще в Беларуси. Косвенный, но Достаточно верный признак того, что среднеобразованного белоруса наследие художника НЕ привлекает и не вдохновляет

Труднее всего далась Рущица работа над Картины «Старые яблони». В Богданова был огромный сад, частично одичавший, с лабиринтами заросший. Весной 1900 художник загорелся идеей нарисовать одну и ту же группу старых Яблонь в разные времена года, при резне освещении — своеобразный триптих, аналого Котор история искусства еще не знала. Цветущие яблони на фоне весеннего закат; яблони, покрытые Темно-зеленая листвой, усыпанные созревающими плодами, в пасмурный июльский день; и, наконец, голые яблони на снегу, на фоне яркого солнечного света. Годом позже Рущиц писал в своем дневнике:

«Со времени моей« Земли »ни один мотив так меня не преследовал, как эти яблони. Повсюду они мне мерещатся, все принимает вид яблок, Даже буквы, когда пытаюсь читать. Везде эти крупные, спелые, Сочный плод, похожие на груди молодой женщины ».

Этюды и наброски следовали один за другим, идеи вспыхивали и с разочарованием отбрасывались, но по-настоящему работа продвигалась только с одной из Картины задуманного шедевры. В октября 1900 Рущиц, совершенно изнурённый Погоня за недостижимым идеал, через силу ее закончил, навсегда расставшись с первоначальным замыслом триптиха. Полгода каторжного труда — и столь скромный итог, совершенно неоправданный, если Судите лишь рыночными критериями. Но «Старые яблони» Действительно удались — полные скрытой эротики и какой-то сгустившейся тревоги, предчувствия медленной надвигающейся катастрофы. Они, наверное, могли бы служить аллегорической декорацией к «вишневых сада» Чехов, написанному примерно в то же время. Ироническая насмешка над некогда юными красавицами яблонями, бесстыдно, назойливых предлагающими Посольство свою наготу? Или скорее нежность и сострадание к судьбы несчастных деревьев, оцепеневшим от Ужаса, ожидающим безжалостного Топор и костры на Свалка? И не отправится ли Вскоре вслед за яблонями усиленно пудрящаяся старуха Европа?

В 1929 году картина приобрёл польский Сенат для парадного зала, сейчас она экспонируется в Варшавская Национальном музее.

Фердинанд Рущиц

Фердинанд Рущиц

Наконец-то пришло признание: в 1904 году Рущица пригласили на должность профессор в Школу изящных искусства в Варшаве, а в 1907 году — в Академия Художеств в Краков, тогда находившемся под властью Австрии. Он окружён ВНИМАНИЕ, активных участвует в общественно жизни, с удовольствием делится со студентами секретами мастерства.

Но художника-Литвина неудержимо тянул на Родину. Принадлежность к польской культуре по языку определяет не все: польскоязычные Литвина — Мицкевич, Сырокомля, Здеховский, Скирмунт весь XIX век и начало XX терзались неопределённостью, к какой же стране они принадлежат — к Польше или к Литве? К Беларуси?

В 1908 году произошел неожиданный для многих перелом: Рущиц отказался от успешных Карьера в Краков и вернулся в свою Любимая Литву. И … оставил мольберт! «Почему Рущиц перестал писать маслом?» — Изумлялись разабраць поклонники в Варшаве, Краков и Вильны. Все разабраць знаменитые картины были написанная примерно за десятилетие с 1898 по 1908 годы. Один из лучших пейзажистов в истории мировых ЖИВОПИСИ — но посвятивший свое творчество малоприбыльному Литовскому («западнобеларускому», с современной точки зрения) пейзажу, лишённому платежеспособных, или Хотя бы мало-мальски щедрых почитателей. Устал от экономического абсурда? НЕ захотел повторяться?

До конца жизни художник так ни разу прямо и не рвались на этот вопрос. Он много преподавал: с 1919 руководил Факультет изящных искусства в возрождённом Виленском Университет. В разное время разабраць учениками были, в частности, известные беларуские художники Исаак Дроздович (1888-1954) и Петр Сергиевич (1900-1984). Творческие интересы Рущица сместились в сферу декоративно-прикладного искусства, театрально декораций, книжная графики и дизайна.

Он жил то в Богданова, то в Вильно, и неустанно воспевал красоту Виленщины д. Театральная постановках, плакатах, дипломы, искусствоведческих очерках и эссе. В 1913 Фердинанд наконец-то женился — на Регине Рук, младшей разабраць на 22 года. Жену он ласковая называли Гиной.

Повышение общего уровням художественной культуры, символическое осмысление Пространство Общество заботило разабраць больше, чем индивидуальное самовыражение. Много сил он отдавал организации ярмарок народного искусства — Прежде всего, реорганизации ежегодного Праздник в Честь дня Святого Казимира, небесного покровителя Литвы, в полномасштабный фестиваль европейского уровням. Составление «виленских ив» — декоративно композиций из весенних веточек вербы, сухих цветов, цветное ленточек благодарю патронажу Рущица (и, Вероятно, самого святого) приобрело черт высокого искусства, стало престижным, начало восприниматься как неотъемлемая часть души Литвы. Художник верил сам и хотел заставить поверить Других, что этот край, с разабраць выглаженными ледником холмами, с усеянными камнями полями, с хмурым, вечно Дождливым небом («Литва» от «лить») — не какая-то богом забытая провинция, а страна со своею красой, со своими эстетическими вкусами.

О требовательности художественного вкус Рущица ходили анекдоты. Говорили, например, что встретив гуляющую по Вильны даму с недостаточно подходившей к шляпах ленточку, он не мог пройти мимо и обязательно устраивал для неумелой модницы «сеанс эстетического ликбез», — Впрочем, с величайшей галантностью.

В 1918 году Рущиц участвовал в войнах против большевиков в Состав добровольческой армии польскоязычных Литвиновой Виленщины. Двумя годами позже активных поддержал Создание средней Литвы — своеобразного Государства на стыке границ современной Литвы и Беларуси, со столицы в Вильно. Это была последняя попытка удержат баланс Между собственно Литва и Польша. Впрочем, в 1922 году средней Литва вошла в спалучаны возрождённой Польши, не сохранив Даже автономию: опрометчивый шаг польских националистов, дорого стоивший Им впоследствии.

В последние 15 лет жизни Рущиц активных участвовал в практический д. Каждому общественно значимы проекте Вильни: это Создание серебряного саркофага святого Казимира (1922), реставрация и коронация чудотворной икона Матери Божьей Остробрамской (1927), Открытие памятник Адаму Мицкевич в Париже (1929). И, как обычно — преподавание, Театральный постановки, книги, выставки …

На 63-м году жизни (в 1932 году) разабраць разбил паралич. Благодарю самоотверженной опеки жены и дочери здоровье частично вернулось к художнику, Который учился писать левой рукой, но 30 октября 1936 Бог призвал разабраць к себе — в том самом Богданова, где он когда-то появился на свет.

Возможно, то была милость: не довелось увидеть ни чудовищно кровопролитной войны, ни разорению родного Богданова, ни краха той культуры, созиданию Котор он посвятил всю жизнь. Есть ли шанс у этой культуры Хотя бы частично возвращен утраченный позиции в нашей стране, вместе с интересы к Творчество Рущица, станет ясным в ближайшие десять — пятнадцать лет.

Автор: Алесь Белый

Источник: альманах «Деды», выпуск 3

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: