В поисках идеологии, способном сплотить расколотое общество

Начинаем публикацию докладов, Который были изданы в Сборник «Проблемы современной белорусской идеологии» и прошли обсуждение на Междисциплинарной научно-практическая конференции, посвященной рассмотрению проблем современной Белорусской идеологии, которая Прошла 3 ноября 2012 в г. Минске. Вашему внимания представляем Председатель социолога Сергея Николюка.

Человек по Аристотелю — животное политическое, т.е. живущее в полисе (в социуме). Естественно, что совместная жизнь НЕВОЗМОЖНО без общих представлений людей о себе и окружающем мире. В этом смысле идеология есть особый феномен культуры, превращающий последнюю в утилитарное Средство социально интеграции. При этому необходимое помнит, что как конкретный человек, так и общество в целом всегда имеют дело не с природными реалиями как таковыми, а с репрезентирующими Их культурными смыслами, выраженными в знаках, образ и т. д. И эти культурные значения живут Своей собственной жизнью , подчиняясь законам соответствующих знаковых сист.

В XX веке Российская Империя, д. спалучаны которая входила Беларусь, распадалась дважды: в 1917 и в 1991 году. И как в первом, так и во второй случай распада империи предшествовал крах государственной идеологии (Православие, коммунизма).

Немного социологии

Первый и последний Референдум в истории СССР состоялся 17 марта 1991 Теряющий свой Политический капитал Михаил Горбачев попытался с разабраць помощью удержат «союз нерушимый» от распада. Формальных У него получилось. Подавляющее большинство проголосовал «за». В Беларуси за сохранения союза высказалось 82.6% от Число принявших участие в голосовании.

Почти в то же время ВЦИОМ провел общесоюзный опрос. Вот какие ответы были полученых на вопрос «Кем Вы себя считаете в первую очеред: гражданами СССР или гражданами республики, в которую живете?»: 69% белорусов идентифицировали себя гражданами СССР и лишь 24% — гражданами республики. Сравните: украинцы — 42/46, эстонцы — 3 / девяносто седьмой Проценты сторонников СССР среди белорусов оказался рекордным. Даже среди русских, живущих на территории Других республику, проценты ощущающих себя в первую очеред гражданами СССР оказался ниже (65%)!

Стоит ли после такой социологии удивляться, что Пути Эстонии и Беларуси после обретение независимости разошлись кардинальным образом. Здесь следует напомнить, что в Эстонии на первых демократических выборах победила политическая сила, выступавшая под лозунгом «Ради независимости мы готовы питаться картофельными очистками». Что касается Беларуси, то в 1994 большинство поддержало популиста, обещавшего «восстановление на равноправной и взаимовыгодной основе бездарных уничтоженных связей с государствами, ранее входившими в спалучаны СССР, Прежде всего с Россией и Украина ».

Таким образом, на момент распада СССР запредельная концентрация «человека Советского» в белорусском Общество (т.е. человека иерархического, адаптировавшегося к репрессивному Режим и не представляющего свою жизнь вне централизованного авторитарного Государства) не позволила национально-демократическим силам прийти к Власти. Это не означает, что Национальная мобилизация вначале 90-х годов обошла республику-партизанку сторону, но Ее амплитуда оказалась явно недостаточной для победы.

Обратимся к таблице первой В 1994 17% респондентов в повседневном общении пользовались белорусским языком (здесь и далее данный НИСЭПИ), а к следующим президентским выборам Их доля сократилась в 8.5 раз! При желании столь существенное Изменение можно отнести за счет целенаправленно проводимой Лукашенко русификации. Но почему же тогда доля гражданам, говорящих в быту по-русски, также снизилась и значительно (-21 пункт)?

Таблица 1. Каким языком В основном Вы пользуетесь в повседневном общении? (В проценты от Число опрошенных)

Язык общения 1994 1996 1997 2001 2006 2011
Белорусский 17 20 6 2 4 2
Русский 67 60 41 46 61 57
Русский и белорусский 7 9 20 21 13 16
Смеще 6 8 33 30 21

Выявленный феномен иллюстрирует эффект национальной мобилизации. Именно Национальная мобилизация и заставляла людей самоопределяться с языковыми предпочтениями. Осознавать себя билингвом (двуязычным), а тем более человеком, говорящим на «трасянке», стало не модно. Но к Конце 1996 после второго конституционного референдума ресурс национальной мобилизации полностью иссяк. Дальнейший рост доли русскоговорящих гражданам республики связано уже с государственно политика русификации.

Через год после распада СССР (январь 1993 г.) идею разабраць восстановления поддерживало 46% белорусов, не поддерживало — 30%, а 24% было не в состоянии определить свое отношение к Возвращение в Советское прошлое. Но что-то характерным, только 14% опрошенных НЕ возражало против восстановления роли Коммунистической партии в общество, возражал — 61%! Как тут не вспомнить некогда Популярные лозунг «За Советы без коммунистов!"

С момента подписания Беловежского Соглашение прошел 21 год, но и сегодня каждый четвертый Белорус отвечает утвердительно на вопрос «Хотели бы Вы восстановления СССР?», А каждый десятый затрудняется с ОТВЕТ. Советское прошлое, таким образом, не желаете хоронить своих мертвецов. Белорусский вариант «человека Советского» по-прежнему в большинстве. Структура общество, несмотря на смерть коммунистической идеологии, интернет, спутниковое ТВ и Прочие технические «прибамбасы», принципиально НЕ изменилась. Ее воспроизводству в значительной степени способствует все еще Советская структура производства, непрерывных плодящая экономических иждивенцев.

Главная характеристика Белорусского Общество — раскол. В ходе социологических опросов он фиксируется при ОТВЕТ практический на любой политизированный вопрос. Представители активного меньшинства (Молодые, образованные, проживающие в Крупнов города) не поддерживают власть и Ее персонификатора, они выступают за проведением в Беларуси рыночных реформ и тесные Отношение с Запада. Основу большинства составляют периферийные Социальный группы, неспособные самостоятельно выжить без патерналистской Опеки со сторону Государства (пожилые, с низким уровням финансов, проживающие в малых города и Сельской местности). Типичный представитель большинства голосует за Лукашенко, поддерживает сближение с Россией, верите в справедливость и демократичность белорусской избирательной СИСТЕМЫ.

С точки зрения геополитических предпочтения белорусов человеком Делите на сторонников объединения с Россией и сторонников Вступление в Евросоюз (а какие еще изделие соответствует всем требуемым быть предпочтения в жителей страны, расположенной в географическом центре Европы). Как первые, так и вторые легко идентифицируются при ответе на вопрос «Если бы пришлось выбирать Между объединением с Россией и Вступление в европейски Союз, что бы Вы выбрали?». Однако получаемую при ответе на дихотомический вопрос распределение НЕ совсем адекватно отражает геополитические предпочтения белорусов.

Обратимся к таблице второе Ни Россия с Ее дотационными щедротами, ни Европа с недосягаемым для белорусов уровнь жизни неспособны конкурировать с таинственным особым путем развития. Пожалуй, прав был Лукашенко, заявляя на идеологическом совещании в Марте 2003 г., что «мы не чья-то провинция, не восточная окраина Европы или западная окраина России».

Таблица второй Какова, на Ваш взгляд, исторический путь Беларуси?

(В проценты от Число опрошенных)

Вариант ответа %
Собственный, особый путь 55
Общий путь Европейская цивилизации 24
Возвращение на советский путь 21

декабрь 2009

Современная Беларусь, Впрочем, как и Ее Исторические предшественники, уже в силу своих компактных размеров НЕ может претендовать на собственный цивилизационный статус. Приглядимся к Ее «истории с география». Белорусская культура формировалась на стыке Вацлав Христианская и восточная-Христианская цивилизаций *, т.е. в зоне лимитрофа (лат. limus Граница + гр. trophus питающий).

/ * Тела ряд исследователей рассматривает Россию в качества самостоятельной относительная цивилизации. /

Однако из самого факта нахождения на стыке Не следует, что культурные заимствования осуществлялись в равно пропорциях. Учитывая роль мировых религия в формировании относительная цивилизаций, небезынтересно будет отметить, что православными считают себя 79% жителей республики, тогда как католиками — только 11% (сентябрь 2009 г.). Столь солидный «уклон» в пользу Православие подтверждается и ответами на вопрос о доверии Государственная и общественно институт. Православная церковь при этому Оказывается вне конкуренции. В июне 2011 Ее АКТУАЛЬНАЯ доверия составил 63%, в то время как в католической церкви он оказался Почти в два раза ниже — 38%.

Приведенные данный Не следует понимать буквально (Впрочем, как и любые другие результаты опросов). Так, согласна опрос, неверующих в нашей стране только 6% (!), Но посещают храмы раз в месяц или еще реже 23% респондентов, а вообщем не посещают — 28%. В сумму это половина население Беларуси — 51%.

/ * Интересно сравнить данный опросов население с данными статистики. На 1 января 2010 г. в Беларуси было официально зарегистрировано: Русской Православной церкви — 1509 приходов, 1315 действующих храмовых и 1592 священника; Римско-католической церкви — 485 приходов РКЦ, 462 действующих храмовых и 423 ксендз; протестантских конфессий (из них около 90% баптистов) — 598 общин, 416 храмовых и молитвенных домов, 884 пресвитера. /

Таким образом, отнесение себя к той или Иной конфессии является всего лишь суррогатным самоопределением. Другими словами, для современного белоруса Церковь олицетворяет коллективное «Мы». Поэтому НЕ стоит удивляться тому, что формальные признание себя христианином сочетается с верой в колдовство и приметы, д. Предсказание судьбы и реинкарнация души, несмотря на то, что церкви всех конфессий резко осуждают колдовство и суеверия.

Культуролог Игорь Яковенко отметил:

«На лимитрофе формируется специфическое мироощущение. Он осознает себя как особый мир, не тождественный цивилизационным центром. Поэтому, в частности, население лимитрофа демонстрирует идеологическое разведение с соседними цивилизациями … отсюда позднее вырастает мощнейшая мифология «третьего Пути» … Самосознание лимитрофа — самосознание нетождественности «другого», не равного, ни Восток, ни Западу ».

Директор «Левада-центра» социолог Лев Гудкова дал следующее Определения:

«Общество — это система устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимно ценность, чувства сопричастности и взаимно интересы. Подчеркну, что для социологии понятие «общество» лишено измерения Власти — это такое объединение, которая НЕ предполагает властная отношений. Если говорить об Общество у нас, то оно появляется, но оно еще очень слабое и неинтегрированное ».

«У нас» — это в России, а в Беларуси? Каково Уровень интеграции расколотого Белорусского общество? Обратимся к такому Стандартный социально индикатору как доверие, Который человеком измерять Ответ на вопрос «Можно ли доверять большинству людей?» (Таблица 3).

Табл. Третий Можно ли доверять большинству людей или в отношениях с людьми нужно быть очень Осторожно?

(В проценты от Число опрошенных)

 

Вариант ответа Все опрошенные Отношение к Лукашенко
Доверяют НЕ доверяют
Большинству людей можно доверять 24 34 11
Нужно быть очень Осторожно в отношениях с людьми 72 61 86

сентябрь 2010

Уровень доверия в 24% по европейским меркам следует признать чрезвычайно низким. В странах Северной Европы он, как Правило, превышает 60%. Вопреки расхожим представлениям, среди сторонников Лукашенко доля респондентов, полагающих, что большинству людей можно доверять, в три раза (!) Выше, чем среди разабраць противников. Объяснение парадокса, по всей видимости, следует искать в социально-демографической структуре сторонников и противников Каддафи. Среди первых преобладают пожилые люди, чьи-то Контакты с дальним кругом минимальны. Они окружены своими, Котор доверяют. Противники Лукашенко — экономические активный Граждане, вынужденных регулярно контактировать с чужими. От подобных контактов доверия к людям в Беларуси НЕ прибавляется.

Смерть Должного

Расколотому ОБЩЕСТВО требуется медиатор, т.е. посредник Между разабраць частями. С Роль такого посредника в железном объеме в состоянии справиться только государство. Пожалуй, одна из фундаментальных особенностей современной Беларуси состоит в том, что государство отказывается выполнять функция медиатор. Она просто не признает сам факт наличия в белорусском Общество оппозиционного меньшинства. Робкие попытки в направлении разабраць признания, сделанные сразу после 19 декабря 2010 г., не имели продолжение, а раз НЕТ меньшинства, то НЕТ и потребности в медиатор.

Под официальную Концепция «Единой белорусской нации» в Марте 2003 года была предпринята попытка заложить идеологическое основание в видео эклектического набора из традиционных ценность, осененных идеей Четвертого Рима:

«По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших Простор и Других народов — восточноевропейском) мире мы остались единственной страной, открытую проповедующей верность Нашим традиционным цивилизационным ценность. Все это позволяет говорить, что временем, Судьбой, ситуация Беларусь выдвинулась на, наверное, Великая роль духовного Лидер восточноевропейской цивилизации (Выделено в официальном тексте Председатель Лукашенко. — С.Н.) *.

/ * Приведу ставший классическим фрагмент письма Монаха Филофея Псковского Московскому Великая князю Василий III: «Церковь Древнего Рима пала из-за Своей ереси. Врата Второго Рима — Константинополя — были изрублены топорами Неверно волчок, но церковь Московии — Нового Рима — блистает ярче, чем Солнце во Вселенной. Два Рима Палия, но Третий стоит крепко, а Четвертая НЕ бывать ». /

Столь масштабный проект, однако, умер, не успев родиться. Все что от него осталось — идеологическая вертикаль, практическая деятельность Котор свелась к контроля политической благонадежности гражданам. Иным важны и не мог быть. И дело тут не в низком интеллектуальном уровням государственно идеологов и не в недостатке бюжетного финансирования. Время классических идеологий (как РЕЛИГИОЗНАЯ, так и светских), в основе Котор лежала бы оппозиция Должно-Сущее в Европе завершилось.

Современный Белорус (типичный представитель большинства здесь не является исключением) занят обустройством профанного Сущего в Режим здесь и сейчас. Он больше не подлежит мобилизации, т.к. НЕ способен и пальцем пошевельнуть ради идеального Должного, оформленного в видео ли Рая, ожидающего разабраць д. загробного жизни, или в видео Светлого коммунистического завтра, при Котор предстоит жить уже нынешнему поколение.

Вспомним фильм «Москва Слезы НЕ верите». Его главная героиня — Директор Крупнов фабрики. Если бы подобный фильм снимался В конце 1940-х или начале 1950-х годов, то в центре Сюжет оказалась бы борьба героини за Выполнение производственных показателей. Но Должно умерло, и героиня фильма на протяжении двух Серия занята обустройством Своей личная жизни. Ее директорство ничем помочь ей не в состоянии, скорее наоборот.

Еще раз повторяю, государственный идеологический проект умер, не успев родиться. Слово «идеология» уже несколько лет практический НЕ встречается в выступление главы государств, чего не скажешь о слове «мобилизация», но к ОБЩЕСТВО оно отношение уже не имеет.

Дуальной оппозиция Должно-Сущее в свое время высвободила в Европе огромное ЭНЕРГИЯ социально активности, направленной на преобразование низменной реальности в соответствии с идеал. Но сегодня круг лиц, подлежащих в Беларуси мобилизации, редко Выходит за Предел властная «вертикали».

А раз Должно умерло, то авторитарная власть не в состоянии предложить Общество образ будущего. Ее фантазии хватает лишь на обещание обеспечить население за очередной пятилетку «европейски Уровень жизни». А там, где НЕТ будущего, интеграционную идею ищут в прошлом. Глубоко копать для этого не пришлось. Победа в великой Отечественной Войны остается по Своей важности вне конкуренции как для сторонников, так и для противников Власти (таблица 4).

Таблица четвёртое На Ваш взгляд, какими-то событиями ХХ века белорусы изделие соответствует всем требуемым гордиться в Наибольшой степени?

(Возможно более одного ответа)

Вариант ответа Всеопрошенные Отношение к Власти
Противники Сторонники
Победа в великой Отечественной Войны 80 79 81
Обретение государственно независимости в 1991 году 36 37 36
Послевоенным восстановлением и последующей индустриализацией 36 23 40
Образование Белорусской Народной Республики 12 14 11
Образование Белорусской Советской Социалистической Республики 9 5 11
Октябрьский революция 1917 7 8 7

 От «силы» и «веры» к закону

Белорусы получили возможность (именно получили, а не завоевали) заняться Строительство нации д. Граница собственного Государства тогда, когда для большинства европейских народов золотой век формирования нацио и национальное государств остался в прошлом. Ничего нового и неожиданного в этом нет. Любая форма организации социально жизни ограничена д. Историческая времени.

Последнему поколение советских людей выпал счастье жить НЕ при коммунизме, а при глобализации. Предоставлю слово политолог Николай Злобин:

«Глобализация Экономики привела к тому, что Национальные Правительство мат. операция терять контроль за управляемостью, контроль за своими финансами, контроль за экономика, за информацию. Понимаете, если живя в Москву, вы смотрите каждый день цену нефти и цену доллара, курс доллара по отношение к рублю, то это уже не суверенная страна, если ваша экономика зависит от чего-то, что вне Власти. И эти процессы нарастают очень быстро ».

Информационная система становится глобальной. Система трудовых ресурсов становится глобальной. Массовая распространение интернета и спутникового телевидение привело к тому, что Правительство НЕ контролирует идеологию в своих странах. А если ты не контролируешь идеологию, ты не в состоянии обеспечить СИСТЕМЫ ценность, а это значит что ты не в состоянии обеспечить лояльности силовой структур (в Независимой Белорусских СМИ регулярно появляется информация о трудовой миграции в Россию чиновников и милиционеров).

Пока представители белорусской интеллигенции обсуждают Пути Возрождения Белорусского языка, мир активных переходит на английский. Сегодня выпускник Университет, не владеющий свободно английским языком, уже не может рассматриваться в качества специалисты с высшим образование. Глобальный рынок труда на подобных «специалистов» Спрос НЕ предъявляет. Еще раз процитирую Злобин:

«Я вообще думаю, что последнее поколение, которую используете слово« эмиграция »в том смысле, в каком мы разабраць всегда использовали, эмиграции уже как таковой нет в принципе. Живи, где хочешь. Возвращайся потом опять в свою страну, опять Уезжай. Я не очень понимаю, что случится с понятия гражданство ».

Вот в этом динамично меняющемся мире и предстоит найти свое место белорусской экономике, Белорусскому Государство и белорусской нации, процесс формирования которая еще очень далеко от завершения. При этому необходимое помнит, что Принцип «кто не успел, тот опоздал» на глобальной рынке также актуален, как и на любым другим.

Оглядываясь на европейски Опыт Строительство нацио, следует имет в виду, что доминирующие в современной Европе гражданские нации сформировались в условие Жесткая конкуренции различных идеологий национализма. Перечислю основный:

Гражданский национализм утверждает, что легитимность Государства определяется активных участием разабраць гражданам в процессе принятия политических Решения, при этому принадлежность человека нации отождествляется с гражданство. Форму гражданского национализма является либеральный национализм, Который делает акцент на Либерально ценность, особенно на правам человека.

Государственный национализм, напротив, утверждает, что нацио образуют люди, подчиняющие собственный интересы задачам укрепления и поддержания могущества Государство.

Культурный национализм определят нацио общностью языка и культуры (в том число религии).

Этнический национализм отождествляет нацио с этносом, т.е. с генетической общностью.

Как уже отмечено выше, только гражданский национализм оказался конкурентоспособным. И это понятно, современная экономика требует массового субъекта в видео независимого от Государства гражданина (в Беларуси основна субъектом Экономики является Чиновник).

На пути Строительство Гражданской нации в Беларуси стоит государство со своим Собственно Национальная проектом, не предусматривающим преодоления раскола в общество, т.к. оно заинтересовано в постоянно воспроизводстве Своей электоральной Опора — большинства, состоящего из подданным, а не из гражданам.

И это государство объявило следующий год годом начала очередной масштабный модернизации, планируя в соответствии с традицией ограничить Ее исключительно техническим перевооружением предприятий («Если мы не модернизируем наши предприятия, не сориентируем на выпуск современного товара, нам здесь делать нечего», — Лукашенко, 11:09. 2012). Но в отличие от советских пятилеток никакой идеологической поддержки массовая внедрению «прорывных технологий» не предусматривается.

Должно умерло, а вместе с разабраць Смертью авторитарное государство лишилось возможности формировать идеологию и навязывать Ее Общество. Следует отметить, что на Западе в качества субъекта, формирующего идеологию, всегда выступающие общество, которая затем навязывало Ее государство (вспомним историю зарождения христианства).

Подобное задачу предстоит выполнить сегодня и Белорусскому Общество. В качества идеологии, способном объединить расколотое общество, может выступить только такая идеология, в основе которй лежит идея равенства всех перед законом.

История знает три базовых элемента интеграции больших Общество — силу, веру и закон. Прорыве из Средневековья в Новое время стал возможен в Европе после того, как закон был Впервые наделена универсальным верховным статусом. Но в Беларуси такого статуса он НЕ получил. Авторитарное государство в этом НЕ заинтересовано. Зато в равенства всех перед законом в одинаковой степени заинтересованы представители большинства и меньшинства. К этому же подталкивает Беларусь и внешний контекст. Нормы ВТО универсальны, и жить, выстраивая Внешняя политика в соответствии с международными нормами, а внутренне — доморощенными, с каждым днем становится все труднее.

Другие Председатель по конференции:

Религия — идеология — программа

Беларусь — не проект! Нечаянный Успех и неоконченная история синтетического национализма.

К Вопросы формирования государственной идеологии и национального Государства

Беларусь должна быть и должна быть всегда!

Белорусский «большое Пространство» как лекарство от комплекса Жертвы

Белорусский нация на пересечении проектов: проблемы, смыслы и перспективы

Эхо романтической идеологии в современных общественно-политических процессах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: