Украина: искушение реституцией — Между «РЕЛИГИОЗНАЯ Свобода» и Охрана культурных ценность

27 ноября 2010 Тарас Шумейко

 

Реституция в Украине проходит медленной и с большими трудностями, вызванными Самыми различными причинами: спецификой политической ситуации, несовершенство Юридическая базы, а также неоднозначной Оценка последствий реституции.

На Возвращение имущества здесь претендуют три Православной церкви (Украинская Православная церковь Московского патриархата, Украинская Православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная Православная церковь), Украинская греко-католической церковь, Украинская Римско-католической церковь, несколько протестантских деноминаций, а также Общин иудаистского и мусульманского исповедания . Наиболее проблематична передача имущества православной церкви, которая до революции владела наибольшим состояние, и, пожалуй, самое уязвимое место здесь — пункт правонаследования. Ведь чаще всего вместе с отчуждением ликвидировались сами институции (если не фактически, то, по крайней мере, как юридические субъекты). Вновь зарегистрированные субъекты часто имеют сходство с прежними лишь в названии и конфессиональной принадлежности, и на Возвращение одних и тех же объектов претендует сразу несколько организаций.

Что касается Юридическая базы, здесь много неувязок и противоречие. В Украине не раз предпринимались попытки законодательно урегулировать процесс реституции. Еще 21 апреля 1991 Верховный Совет УССР принял закон «О свободе совести и РЕЛИГИОЗНАЯ организациях» № 988-XII, Который предписывал «обеспечить Возвращение в собственность или передачу в бесплатном пользования РЕЛИГИОЗНАЯ Общин культовых сооружений и имущества». Вскоре этот закон был подкреплен указом президента Украины «О Мероприятие по Возвращение РЕЛИГИОЗНАЯ организациям культового имущества» от 4 марта 1992 р. № 125: на этот раз органам Власти было поручень в течение 1992-1993 гг. передать Общин культовые строения, не используемые или используемые не по назначения, а также организовать инвентаризацию церковного имущества в фондах государственно музеев и архивов для Решения вопроса о разабраць использовании по назначения. Позже, в 1994 и 2003 годах, вышли еще два распоряжения президента о возвращении РЕЛИГИОЗНАЯ организациям культового имущества.

Все эти Постановление были выполнены лишь отчасти, а Их Выполнение часто сопровождалось скандалами и протестами, связанными с неоднозначностью Юридическая базы и нарушений действующего закона о РЕЛИГИОЗНАЯ организациях, согласна Котор религиозные объединения не могут приобретать статус юридического лица, а любые объединения без статуса юридического лица не могут приобретать какие-либо имущественные права. Фактически это положение — основна тормоз реституции в Украине, действующий, несмотря на давление Госдепартамента США, советы Европы (блюдущего императив передачи церкви отчужденного имущества как один из основна принципов РЕЛИГИОЗНАЯ свободы) и Других факторов международного влияние. Нынешнее Законодательство позволяет лишь передавать культовое имущество в бесплатном пользования РЕЛИГИОЗНАЯ Общин (приходам). Правами на получение имущества обойдены монастыри, епархиальные управление, духовные школы, религиозные братства, миссии и т.п.

Большинство вопросов, связанны с Передача церковного имущества, решаются местными органами Власти. Многое зависит от лоббирования интересов той или Иной Общин, монастырь или церкви (часто имущество передается Им вопреки или в обход существующего законодательства) в городских и областная советы, а также в высших органах Власти.

В 1991 г. было человеком Постановление № 83, содержащее перечень храмовых — памятников архитектуры, не подлежащих Возвращение. В него вошли, в том число, София Киевская, Кирилловская церковь и киев-Печерская Лавру. Постепенно, однако, этот Список таяло, а в 2002 Постановление было вовсе Отменен. После этого церкви были отданы Кирилловская церковь, частично киев-Печерская Лавру (поэтапная передача Ее отдельно зданий и земельных угодий в собственность монастырь началась намного раньше) и Многие другие памятники, использование Котор «по назначения» ведет к Их неизбежной порчи и разрушению. Реставратор указывают на множество обстоятельства, Который вредят сохранности фресковой ЖИВОПИСИ д. Кирилловская церкви, занимающей площадь более 800 кв. м (в этом отношении храм не имеет аналоговое в Восточной Европе). Копоть от свеч оседает на древних фресках (следует учитывать, что Современный Технологии позволяют реставрировать Их лишь один раз), а в дни больших праздников верующие затирают стенопись спинами и плечами. Более того, под угроза устранения из храма оказался иконостас работы Врубеля: община УПЦ МП признала разабраць живопись «неканонической».

Начало передачи УПЦ МП Киева-Печерской лавры было положено в 1988 году, когда по инициатива Раиса Горбачевой монастырь были переданы Дальний пещеры. Постепенно заселявшая территорию Нижняя лавры Братия Тверд рукою освобождала от скверны переданные монастырь помещения. На улице вышвыривались госучреждения самого разного толка и мастерские по реставрации икона. В процессора | живы душераздирающие стены изгнания (я жил по соседству с Лавру и частенько гулял здесь мальчишкой): Перевернутый столы, рассыпанные канцелярские принадлежности, беспомощные, до смерти перепуганные тетеньки и неистовствующие д. праведного гнева монахи. На некогда приветливых лаврских падежах появились таблички, запрещающие мирянам приближаться к монастырским угодьям.

Вскоре разразились скандалы в связи с разрушением исторических памятников и незаконным Строительство, которую церковники развернули в охранной зоне. Уничтожение сотен кубических метров археологического пласта ХI века Монахова вовсе не смущало, зато было достигнуто равновесие Между интересами города и уважением к церкви: церковь распоряжалась в Нижняя Лавру, музейный комплекс — в верхней. Впоследствии монахи получили право проводить богослужения и в нескольких храмах на территории Верхней лавры. Даже на самом обильные участку они оказались безраздельными хозяевами — в Успенский собор, построенный и отреставрированный на муниципальные Средство, не были допущены священнослужители УПЦ КП и УАПЦ, Который по Полковник Правительство также могли служить в храме.

Были случаи откровенного вандализма: в церкви Рождества Богородицы монастырские «реставратор» зарисовали 145 кв. м фресковой ЖИВОПИСИ, выполненной в 1817 Иоанной Квятковским (при том что состояние фресок НЕ вызывало опасений: они были закреплены во время реставрации 1979-1980 гг.). Из пещер убрали устройства температурного контроля и влажности. Впоследствии здесь случился обвал.

Братия была нацелена на получение всей территории лавры. При этому с самого начала была избран верная стратегий: апеллировали к президентской Власти. Все четыре президента Украины шли на уступки монастырь — Даже помаранчевый «изгой» Виктор Ющенко. И неважно, что УПЦ КП и автокефальная церковь тоже не прочь были получить здесь свой уделом и что в правовом отношении передача лавры УПЦ МП была не вполне корректной: ведь в момент отчуждения монастырь В конце 20-х годов здесь была зарегистрированы община «обновленцев», вышедших из подчинения Московскому патриархату. В этих тонкостях теперь мало кто разбирается, зато никто не хочет взять Грехем на душу — обидеть Святую Церковь.

Однако самые трепетные Отношение в монастырь сложились с Виктора Януковича. Активных поддержка, которую УПЦ МП оказывала нынешнему гаранту во время двух последних президентских выборов, и уважительное отношение к Ее иерархам с разабраць сторону (при железном игнорировании УПЦ КП и Других конфессий) позволяли четко прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Вскоре после президентских выборов 2010 иерархи УПЦ МП сделали Серия заявлений о необходимости выселения с территории лавры «организаций, деятельность Котор не имеет церковно направленности». Речь шла о музеях, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ мастерских, Историческая Библиотеке, Центре культурных Исследования и Даже об инфекционной больнице, построенной в 1911 году на территории, примыкающей к монастырь (странно, но тогда больница Монаха вовсе не мешала — времена были другие, да и церковь, по -видимому, тоже). В муниципальной собственности должен был остаться лишь заповедник (согласна постановление ЮНЕСКО, объекты, занесенные в Список этой организации, не могут быть полностью переданы церкви).

Долго это были всего лишь Разговоры, однако этим летом власть перешла к конкретное действий. Начали тихо сапой: 15 июня на келейно совещании городской совет принял нужны о бесплатном передаче Национального Киева-Печерского историко-культурного заповедника из коммунальной собственности в государственно при условии сохранения на территории заповедника трех учреждений: Музея украинского народного декоративного искусства, Музея театрального, музыкального и киноискусства и Музея книгопечатания. Городская общественность замерла в скорбном предчувствии и, как Вскоре выяснилось, не напрасно: в июле премьер Николай Азаров заявил о передаче монастырь всей территории лавры, а Янукович получил Орден Св. ВЛАДИМИР из рук патриарха Кирил.

Теперь мешал лишь пункт о сохранении трех музеев, но в сентябре и он был ликвидирован на одном из очередной заседания Кабмина.

Для музейщиков ситуация тяжела еще и тем эффективней, что практический все манипуляции с передачами, все Важные Решения принимаются за Их спиной, а в пресс попадает лишь часть информации. Они живут смутными надеждами и обещаниями представителей Власти: дескать, все устроится, нужно лишь проявить покладистость. Но все еще не решен вопрос, куда будут перемещен фонды музеев — предложения поселить Музеи в Мыстецком арсенале, в Доме кино и на территории киностудии им. Александра Довженко НЕ выдерживают критики. Принимающие сторону НЕ готовы предоставить необходимое площадь и обеспечить Условия для хранения экспозиций. Идея переселить Музеи д. ДЕТСКИЕ сады, Расположенные в отдаленном от центра Дарницком районе, вообще абсурдно. Музейщики и так Боятся, что на новые квартиры к ним едва ли придет столько посетителей, как в Лавру.

Печерская Лавру — далеко не единственный пример потеряю, к которй приводит хозяйствование Монахова на территории переданных Им памятников. Практический каждая передача церкви исторических культовых сооружений (кроме построенных заново) сопряжена с ущербом, а иногда Даже гибелью передаваемых объектов. И это касается не только случаев передачи церковного имущества УПЦ МП. В Западной Украине настоящим бедствием стала практика сожжения памятников деревянных архитектуры в приходах, находящихся в юрисдикции греко-католической, Римско-католической церквей и УПЦ КП. Для того чтобы получить разрешение на Строительство нового здания, приходские священники сжигают обветшавшие деревянные храмы, списывая Пожар на «несчастный случай» или молнию.

В этой же связи стоит вспомнить историю еще одного памятник всемирного значения — Херсонеса Таврического. «Главное несчастью Херсонеса — это существование на разабраць территории монастырь. Состоящего по обыкновению из подборой грубых, неграмотных, ничего НЕ делающих, ни к чему НЕ пригодных людей. По высочайшему повелению этот монастырь был обречен на постепенное и правильное вымирание, так как ему запрещалось без разрешение археологической царской комиссии возводить какие-либо постройки. (…) Монахи уничтожают акрополь древнего города … Для того, беги Россия могла гордиться Своей Помпея, необходимое поспешить спасти то, что еще осталось, и нужны серьезные меры к охранению всего необходимого (…) Повелите, государю, и спасите ». Так заканчивается письмо графини Уваровой к Николь II от 6 октября 1902. Оно в общих черт отражает те принципе, по которй в царской России, где церковь и государство составляли одно цело, решалась проблема конфликт Между интересами церкви и охрана культурных ценность. Деятельность церкви контролировалась соответствующим «потолок» консистории и археологической комиссия, и если контроль оказывался недостаточным, в дело могли вмешаться другие силы — общественность, ученые и сам Император, как это имел место в Случай с Херсонесом. В 1902 году просьба графини Уваровой (которая была Председатель Московскому археологической комиссии) была удовлетворена, однако Братия успела застроить центр древнего города, включающий греческий, Римский и византийский археологические слои. В наши дни угроза разрушения уникального памятник вновь актуально: не так давно возрожденный Свято-Владимирский монастырь заявил свои права на территорию «русской Троице». Митрополит симферопольский и крымский УПЦ МП Лазарь в письме Виктор Янукович просит «содействия в дурную деле» — кроме возвращенных Свято-Владимирского собора, храма семи мучеников и Других строений он желаете заполучить для монастырь также и территорию заповедника.

История возвращается на круги своя. Однако ситуация вечно повторяться НЕ может, посколько каждый такой виток может оказаться последним для уникального Объекты, внесенного Фондом мирового Наследие (GHF) в Список памятников, находящихся на грани исчезновения.

К сожалению, без малого двадцатилетний Опыт передачи церкви имущества, имеющего Историческая ценность, показывает, что церковь еще не воспитала поколение служителей, способном грамотное обращаться с памятниками архитектуры и искусства. Ведь для того беги принимать Решения, связанные с Охрены памятников, нужно быть Хотя бы немного искусствовед. А духовная семинария, к сожалению, такого финансов НЕ даете, нет Даже курсовая, на которую могли бы специализироваться, склонные к такого рода деятельности люди.

Киев

Фотографии предоставлены Авторы

http://www.ej.ru/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: