Тайна евреев ашкенази

Евреи-ашкенази с картины Маврикия Готтлиба (1878 г.)

Евреи-ашкенази с картины Маврикия Готтлиба (1878 г.)

По мнение отечественных историков, Евреи и хазары (те из них, кто исповедывал иудаизм) начали селиться в княжество Руси еще в Х веке. В то время они прибывали сюда с территории бывшего Хазарского каганата.

Первые письменные упоминания о евреях в ВКЛ — это грамоты князя Витовта, выданные в 1388 и 1389. евреям Берестье (Бреста) и Гародни (Гродно).

К 1560 году численность евреев в ВКЛ достигла 20 тысяч человек, к 1628 — 40 тысяч, к 1788 — 157 тысяч. А через 110 лет, по данном Всероссийской переписи население 1897 года, в пяти белорусских губерния проживали 1202129 евреев. Они составляли 14,1% всего население Северо-Западного края и 35,9% городских жителей.

По состоянию на январь 1939 в тогдашней маленькой БССР было 375 тысяч евреев. После присоединения Западной Беларуси Их численность возросла более чем вдвоем.

Холокост, а затем эмиграция привели к тому, что еврейская население Беларуси после 1940 неуклонно сокращалось. В 1950 году — около 150 тыс. чел., В 1970 — 148 тыс., в 1979 — 135 тыс., в 1989 — 112 тыс., в 1999 — около 28 тыс., в 2009 году — 18,5 тыс. ( 0,2% население страны).

Таким образом, Евреи в Беларуси фактически исчезли. Но не следует забывать, что свыше 500 лет Их присутствие в нашей стране было весьма ощутимым.

Первый Откуда в Польше Евреи?

Простота и понятность

Ашкенази — это Евреи Восточной Европы, то есть Говорящие на идиш обитатели Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Словакии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Болгарии. Происхождение этой ветви еврейство, составлявшей до 1939 две Третий всех евреев мира, до сих пор остается загадочным. Все просто и понятно только на первый взгляд:

«Монгольское Нашествие в XIII веке оставило Польшу без организованной и признанной СИСТЕМЫ централизованной Власти. Лишь во второй половине XIII века положение в Польше стало стабилизироваться, постепенно начали набирать силу Местные князей. Для укрепления Экономики Государства польские Короли мат. операция приглашать переселенцев из более развитой стран, В основном из Германии. Они были очень заинтересованы в рост городов, развитии ремесел и торговли, посколько население Польши было, Главная образом, крестьянским. Поэтому торговцам и ремесленникам предоставлялись особенно выгодные Условия. Тысячи и тысячи немцев начали переселяться на восток, а с ними и Многие Евреи, которе были обещаны особые привилегии.

Поначалу Евреи жили в больших города и в область, примыкавших к немецким княжества, откуда они прибыли. Постепенно, освоившись в стране и вследствие притока все новых еврейских переселенцев, они мат. операция перебираться в другие районы. В конце XIV века много евреев поселилось в Литве … »(8, с. 158).

«Вслед за немцами они были Вторым по важности переселенческим элементом, восстановившим польские города, Разрушенный татарскими полчищами» (8, с. 268).

Выходит, что «Еврейская население Восточной Европы представляло собой В основном лишь ответвление западноевропейского еврейство» (18, с. 292).

В общем, вполне логично картина. Ее НЕ меняет тот факт, что «еврейская община Польши начала формироваться еще до изгнания евреев из Западной Европы. Уже в 1264 году, за 20 лет до изгнания Их из АНГЛИИ, в Польше были даны привилегии евреям всей западной Части страны »(12, с. 157).

/ Ведь / «немецкие Евреи, спасаясь от грабеж крестоносцев, осели в Польше уже к 1100 году. Здесь они процветали. Все больше и больше евреев бежал из Германии и Австрии в Польшу, где Их принимали с распростертыми объятиями. Король Болеслав V даровал евреям Либерально привилегию самоуправление »(8, с. 309).

«Полагают, что уже со времен Карла Великого еврейские купцы из Германии приезжали в Польшу по делам, и Многие там оставались на постоянное жительство» (9, с. 381).

Предположение логично, но только на правах гипотезы. Потому что лично я понятия не имею, кто из ученых так «полагает». НЕ встречал я книжек по этому вопрос, где кто-то всерьез утверждал нечто подобное. А если Соломон Дубнов может назвать имена этих «полагающих», то интересно было бы узнать, на какие документы они опираются. Потому что документов нет. Есть фольклор.

И если все так просто и понятно, то почему весьма авторитетная книга Говорит:

«О том, как и когда Евреи появились в Польше, не существует единого мнения — это Событие окутано легендами, мифами и вымыслами» (15, с. 16).

Ее автор Джон Дойл Клиер входит в число Наиболее авторитетных еврейских историков. При этому он наименее идеологичен. И именно он отказывается дать однозначно объяснение появлению евреев в Королевстве Польском, а также предложить какие-то определенные даты. В чем же загадка?

Переселение непереселившихся

Первая часть загадки в том, что переселяться на восток было некому. В Своей книге Доказательства этого тезиса я посвятил 8 страниц, здесь же выскажусь очень решетку.

Во всех города Германии, АНГЛИИ, Франции, Швейцарии речь Идет об очень маленьких еврейских общин. Их всегда было мало севернее Пиренейских гор и берегов Средиземного моря. К Момент падения римской империи евреев было много лишь вокруг этого моря: в странах Италии, Испании, Северной Африки, на Ближнем востоке, там и климат привычный, и с местн население давно установились сравнительно стабильные отношения.

Сколько было евреев в Испании XIV века, трудно сказать; называют цифры от одного до двух миллионов. Если учесть, что в Испании жило всего 8 миллионов человек — христиан, мусульман и евреев, — то проценты очень Высокий.

В 1391 году в Испании начались спровоцированные монахами нападения на евреев. Цель гонений сводилась к тому, беги крестить всех евреев, этих врагов Христа! Известно, Хотя бы примерно, число убить и крестившихся. Убить было около десяти тысяч, крестилось примерно полмиллиона человек. Сколько бежал в Португалию, Марокко и Алжир, никто точно НЕ знает. Счет шел на сотни тысяч.

Крещеных евреев испанцы называли «марранами», то есть «отверженными», а сами Евреи — «анусим», что значит «невольники». Обще число марранов и людей смешанным крови в тогдашней Испании историки определяют в интервале от 600 тысяч до миллиона.

Наконец, в 1492 году король Фердинанд, подстрекаемый главой инквизиции Фомой Торквемадой, решил изгнать из Испании тех евреев, Который еще придерживались веры своих предков. Их набралось примерно 300 тысяч. Около 100 тысяч изгнанников добралось до Турции, столько же осел в Северной Африке, примерно 100 тысяч что-либо погибли, что-либо были Продан в рабство в страны Средиземноморья, Ближнего и Среднего востока.

Итак, большинство из 300 тысяч евреев, изгнанных из Испании, а также 100 тысяч изгнанных в те же времена из Франции, перебрались в страны вокруг Средиземного моря. Лишь очень небольшое число французских евреев направило свои стопы с юга страны в далеком Германию. Впрочем, большинство беглецов из Франции осел в Эльзасе и Лотарингии, то есть на территории, пограничной Между Германия и Франция.

Появление этих евреев в Германии НЕ прошло бесследно, так как Городские Архивы здесь всегда содержались в порядку. Хорошо Известно, какие именно Евреи и в каком Число прибыли в немецкие города. Например, общину во Франкфурте-на-Майне основал раввин Элиазар бен Натан, Который пришел сюда с семьями из Майнца в 1150 году. Такая же точность царит во всех остальных случаях. Цифры набираются совершенно ничтожные. Ведь Германия для евреев была холодной и Дикое страной, где они селились НЕ от Хорошем жизни.

Итак, чем дальше от берегов Средиземного моря, тем эффективней меньше евреев. Вдобавок огромное разрядку в этом малолюдстве произвели погромы XI-XIII веков, а также пандемия чумы в XV веке.

Евреи, изгоняемые из Франции, АНГЛИИ и Нидерландов увеличили число немецких евреев максимум на 30 тысяч человек. Во Франкфурте, признанной столице немецких евреев, в 1499 году Их было всего 1543. Эти цифры включают всех евреев, в том число младенцев. (25, s. 48). Как видимому, в XIV-XV веках в Германии жило очень мало евреев.

В Новое Время евреям разрешили вернуться в Англия и Нидерланды, и это тоже хорошо документировано. В АНГЛИИ группа революционных офицеров приняла нужны о Широка веротерпимости, «не исключая волчок, и папистов, и евреев». 12 ноября 1655 Оливер Кромвель поставил перед Национальная ассамблея вопрос о допущении евреев в Англия без всяких ограничений в правах. Из Испании в Англия перебралось несколько Десятичные тысяч марранов.

Во Франции с 1648, после присоединения Эльзаса по Вестфальский миру оказались Местные Евреи, от 20 до 30 тысяч человек. Вскоре после этого Правительство разрешило въезд в страну итальянским и испанским евреям. До 1700 Их приехал столько же, сколько было «трофейных» евреев в Эльзасе в 1648 году.

Как видимому, в средиземноморских странах евреев было много, а в Германии очень мало. Несмотря на это, немецкие ученые НЕ сомневаются в том, что именно с территории Германии шло Еврейская заселение Польши. Но вот какая интересная деталь: переселение в Германию и Голландию документировано, указанных чуть ли НЕ каждый переселенец, при необходимости можно поднять Архивы и установить имена многих переселенцев. А переселение в Польше не документировано никак. НЕТ конкретное сведения о том, какие семьи и когда-то переехали в тот или Иной польский город.

Может быть, дело в напряженных отношениях Между Германия и Польше? Но Германия как Единая государство возникла только в XIX веке. До того Каждому княжество проводило свою политико, далеко не всегда враждебную Королевству Польскому. Кроме того, Многие города имели самоуправление (знаменитое магдебургского права) и вели собственный Архив. Никогда ратуша таких-то городов НЕ допустила бы, беги Граждане уехали, а Их отъезд не была учтен. Да и не было Никаких причина НЕ отметить, что, скажем, «двадцать Семей евреев в 1240 году переехали из Магдебурга в Краков». Но таких-то документов нет.

И самое главное — численность евреев в одной только Польше, без Руси (Украины) и Литвы (Беларуси) к 1400 году составила не менее 100 тысяч человек. К 1500 году Их уже сотни тысяч. Каким образом крохотные германские Общин могли Создать столь огромное сообщество? Численность польских евреев (Якоби переселенцев) значительно больше, чем в той стране, откуда Идет расселение!

Кто такие ашкенази?

Вообще-то Ашкенази — это Германия на иврите. Ашкенази — немецкие Евреи. Правда, автор статьи в журнале «Лехаим» относит к ашкенази НЕ всех немецких евреев, а только «тех, кто Говорит на идиш» (24, с. 40).

Но это очень Каддафи. Ведь понятно, что Элиазар бен Натан, пришедшие во Франкфурт из Майнца в 1150 году, говорил не на идиш (тогда и немецкого-то языка еще не существовало), а объяснялся на иврите и латыни.

Впрочем, авторитетная книга по истории евреев Понимаете слово «ашкенази» еще шире! В ней написано следующее:

«Еще в период Крестовых походов ашкеназские Евреи устремились на восток — а затем и в Славянские страны» (18, с. 341).

То есть для авторов этой книги «ашкеназские Евреи» — вообще все Евреи, жившие в Христианская Европе, в том число в Западной Европе.

Так думают не только они. В Учебник, Который я цитировал в самом начале статьи, на странице 156 помещена странная карта. В ней показано стрелками: из Испании в Северной Африку, Францию и Англия приезжают сефарды. В Африке они так и остаются сефардами, а вот из Франции и АНГЛИИ в Германию тянутся уже ашкенази … (12, с. 156).

То есть Авторы Учебник всерьез полагают, что сефарды, переселяясь в XI-XII веках в Англия, каким-то таинственным образом становились ашкенази и в 1290 году покидали эту страну уже в новом качества. Для любого историка или этнографа это крайне Москве.

Если использовать самый Надежные признак народа — язык, то получается, что сефарды (тот еврейский народ, Который сложился в Испании в VII-VIII веках) существовали по крайней мере до XVII века. Именно они заселяли христианские страны Европы.

Однако сефарды вовсе не тождественны ашкенази. Более того — не тождественны и евреям Германии! Евреи, поселившиеся в Германии с давних времен или бежавшие туда из АНГЛИИ и Франции, превратились в другую этнографическую группу. Они Говорили на немецком языке и вели себя, одевались и Даже молились не так, как сефарды.

Ашкенази — это самоназвание польско-украинском-литовских евреев, которая никогда не использовали немецкие Евреи. Ашкенази Говорили на идиш, а не на немецком — это Хотя и родственные, но разные языки. И они не только Говорили, но и вели себя, одевались и молились не так, как германские Евреи и сефарды.

Современный еврейские ученые НЕ отрицают существование разных еврейских этносов — они просто Их НЕ замечают, не вдаваясь в полемику. Им удобно использовать слово «ашкенази» для обозначений всех евреев, Который жили в христианских странах Европы. Но такое употребление термина вносит большую путаницу, так как исчезают серьезные различия Между разными еврейскими народами.

На мой взгляд, общая схема таковой: античные Евреи (жившие в римской империи) расселялись в Галлии и Британии еще во II-III веках после Р.Х. Следующая волна расселения состояла из сефардов — выходцев из мусульманских стран (в первую очеред из Испании, из Кордовского халифата), говоривших на языке спаньоль (т. е. из прям потомков античных евреев). Эта волна только в Италии столкнулась с многочисленным еврейским население, которе уже имел собственный язык ладино. Во всех Других странах Христианская Европы сефарды теряли свою прежнюю идентичность евреев Средиземноморья. В Германии Евреи Говорили на немецком языке, используя иврит только как культовый, священный язык.

Конечно, это лишь схема, но как Ее ни уточной — мы видимо потомков тех, кто пришел с берегов Средиземного моря. Нам ничего НЕ Известно о еврейских переселенцах в Европу из Византийской империи или из Персии.

И точно так же мы Должно сказать: Евреи из Германии никак не могли Создать еврейская община в Восточной Европе. Там явно жили совсем другие Евреи. Тем более, что в Польше Еврейская население было задолго до Крестовых походов …

Древнее Еврейская население Польши

Существует предание, что около 842 года умер польский князь Попель. На вече в Крушевице поляки долго спорили, кого избрать новым князем, и договорились решить дело своего рода «божьим судом»: пусть князем будет тот, кто утром первым придет в город. Этим первым оказался старый еврей Абрам Порохувник. Но он НЕ согласился стать князем и отдал свой жребий Деревенская колеснику Пястов: мол, Пястов тоже умный человек, и он достойнее. Такой поступок НЕ противоречил морали польских язычников и был Им вполне понятен.

Я хочу обратите внимание читатель на важное обстоятельства: этот Абрам — еврей со славянской кличкой (или Даже с родов именем) Порохувник, — то есть Пороховник. Судя по Отношение Полякова к душераздирающую, он если и пришелец, то давний, привычный, с устоявшейся и Хорошем Репутация. А может быть, и потомок переселенцев в нескольких поколение. Стало быть, и лично Порохувник, и Евреи вообще принадлежат к Число знакомых, не вызывающих раздражения. То есть и Евреи, и поляки Ведута себя в этой истории так, как Ведута себя представители двух коренных племени, давно изучившие друг друга.

Есть и другая легенда, что будто бы около 894 года явились из Германии Евреи к польскому князю Лешека и просили допустить Их в Польшу. Лешек расспросил делегатов об иудейской религии и дал согласие. Тогда, мол, Многие Евреи и переселились в Польшу.

Пересказывая эти откровенно легендарный истории, С.М. Дубнов внезапно переходит к тону, каким впору повествовать о реальных исторических событий, Который хорошо документированы:

«Движение евреев в Польшу усилилось с конца X века, когда польский народ принял христианство и тем эффективней связал себя с западной католической церковью и западными народами, среди Котор Евреи жили в значительном Число» (9, с. 380).

В этих словах все вызывает удивление, так как НЕТ оснований утверждать нечто подобное. О переселении евреев в Польшу в X или XI веках у нас сведения не больше, чем о биографии и деяниях Абрама Порохувника.

Разумеется, нет ничего странного в том, что уже в раннее Средневековье Евреи могли оказаться в Восточной Европе. То, что здесь было древнее Еврейская население, не противоречит более поздним волнам расселения из Германии. Ну, было какое-то очень древнее расселение, может быть из Византии. Жили Евреи среди полудиких славянских племени, несли Им мир цивилизации, насколько могли и Насколько Местные воспринимали. А потом начались Крестовые походу, и Евреи Побежали нам восток толпами. Волны изгнаний из АНГЛИИ и Франции XII и XIV веков — вот вам и новая волна переселений в Польшу.

Вполне логично, только нужны эту схему мешают четыре обстоятельства:

Первый Судя по древним легендам, к евреям в Восточной Европе относились не как к пришельцам, а как к одном из местн (коренных) народов. Может, это связано с тем эффективней, что славяне были тогда еще язычниками? Их еще не просветили, кто распял Христа и выпил кровь у христианских младенцев. Возможно, но все же есть в этих легендах некая странность.

Вторая И гораздо позже, на протяжении всей Своей документированной истории (то есть с XII-XIV веков), Евреи Восточной Европы вели себя иначе, чем западный. Они жили в Сельской местности, но занимались НЕ сельским хозяйство, а ремеслами, торговлей и торгово-посреднической деятельностью. То есть, были своего рода прослойкой Между крестьянами и горожанами.

Третий У евреев Восточной Европы есть свой особый язык, происхождение которого загадочно. Нигде на Западе НЕ Говорили на идиш.

Четвёртое Евреи Западной Европы гораздо малочисленнее восточному. Трудно представить себе демографический Взрыв, Который за считанные десятилетия превратил бы переселенцев из Германии, эти тысячи Семей, в сотни тысяч евреев Польши.

Поэтому рассмотрим странности, которую мы пока не касались: язык идиш и поведений Восточной евреев.

Таинственный идиш

Язык Восточной евреев очень близок к Немецкой. Как спаньоль произошел от испанского, а ладино — от латыни (или итальянского), так идиш произошел от немецкого. Авторитетный справочник утверждает:

/ Идиш / «начал складываться в XII-XIII вв. в Германии, где имелись большие поселения евреев, пользовавшихся в обиходе немецкой речь с употреблением древнееврейских слов и оборотов для обозначений РЕЛИГИОЗНАЯ, культовых, Судебная, морально и др. понятий.

С переселением массы евреев в Польшу и другие Славянские страны (XV-XVI вв.), В идиш мат. операция проникать Славянские слова и морфемы. Разговорный идиш распадается на три диалекта: польский, украинский и литовско-белорусский (эти названия условно, так как не совпадают с границами данных территорий) »(11, с. 42-43).

Неплохо было бы изучить самые ранние тексты на идиш, написанные еще в Германии, до начала влияние на него славянских Языкова: многое стало бы ясно. Но таких-то текстов просто нет. Никто не видел текстов, написанных на идиш в Германии, без поздних славянских примесей. То есть, текстов, написанных в Германии в XII-XIII веках, когда идиш Якоби «начал складываться», или Хотя бы в XIV веке.

Все тексты на идиш Известно только с территории Речи Посполитой, все они появились НЕ раньше XVI века. Уже самые первые из них отражают заимствования из славянских Языкова. Следовательно, происхождение идиш НЕ указывает на миграцию евреев из Германии.

При том идиш распространен по всей Речи Посполитой — и в самой Польше, и в Руси (Украине), и в Литве (Беларуси), но возникнуть он мог только в Польше, и только в период с XIV по начало XVI века. Дело в том, что польские города, включая Краков, формировались как немецкие. Только в тот период горожане в Польше Говорили на немецком языке (или на смеси немецкого с польским), а позже города мат. операция полностью польскими — кроме еврейских кварталов.

Отметим, что города Поморья (Севера Нынешняя Польши) находились на территории Тевтонского Ордена. Смешения немецкого с польским там не происходило, ассимиляции немцев поляками не было. Поляки могли сколько угодно называть Данциг Гданьска, но он оставался Чистое немецким городом по языку, Состав население, политической ориентации.

Идиш определенно появился на юге Польши и оттуда распространился в Русь (Украину) и Литву (Беларусь). Говорит ли это о перемещении евреев из Польши на восток? Или заимствовался только язык?

Различия Между западными и восточными евреями есть Даже во внешности. В Западной и Центральной Европе Евреи меньше отличаются от Местного население, чем в Восточной. Еще больше различия в хозяйство.

«В XV веке в Южное Германии, в Моравии, Богемии Евреи мат. операция заниматься виноторговлей в сельских область. То есть часть из них стала расселяться по небольшим городком и селам. Там они занимались посредничеством, в оптово торговле … Евреи скупали лен, шерсть и другое сырье и перепродавали Их городским оптовикам. Так начался новый этап экономической деятельности евреев в Германии, формы Котор мат. операция впоследствии Наиболее характерным для Экономики Польши и Литвы, куда с XV века устремились немецкие Евреи »(8, с. 292).

То есть лишь небольшая часть западных евреев вело тот же тип хозяйство, Который вели восточные Евреи на протяжении всей Своей истории.

Наконец, есть серьезные отличие д. Местная версия иудаизма и в обычаях. Это различия на этнической уровням!

Выходит, что польско-украинском-литовские Евреи составляют какую-то особо группу. Эта группа НЕ могла возникнуть вследствие переселения из Германии. Может быть, в формировании польских евреев приняли участие Евреи Юго-Западной Руси? Ведь Евреи жили здесь задолго до того, как о них мат. операция упоминать поляки.

Вторая Евреи Древней Руси

В Киевская Руси

Еще в 137 году появилась еврейская колония на Таманском полуострове, — Император Адриан сослал туда еврейских пленников после восстания Бар-Кохбы. «Евреи держались и под готами, и под гуннами», — констатирует Солженицын (21, с. 13). Видимо, он Имеет в виду тот факт, что Евреи НЕ растворились границ другими народами до 933 года, когда князь Игорь временно захватил Керчь и вывел оттуда евреев в Киев.

В Киеве часть города называлась Козары, — наверное, там селились хазары, а ведь они приняли иудаизм. Игорь поселил плодотворно из Керчи в Козарах. Там же он поселил плодотворно из Крыма в 965 году, в 969 — хазар из Семендера, д. 989 — евреев из Корсуни (Херсонеса), в 1017 году — евреев из Тмутаракани.

Возникла своего рода сборная солянка из византийских евреев и хазар, а в нее добавлялись еще и Западный Евреи — в силу того, что город стоял на караванные путях. Возможно, сюда добрались беженцы от первого Крестового походу 1095 (10, с. 516).

Впрочем, историко Авраам Гаркави думал, что еврейская община в Юго-Западной Руси «была образована евреями, переселившимися с берегов Черного моря и с Кавказа, где жили Их предки после ассирийского и вавилонского пленений» (17, с. 40).

Гаркави считал, что эти Евреи, вообщем не испытавшие влияние античной культуры, проникли на Русь (Украину) задолго до падения Тмутаракани от Половцева (1097 год) и что по крайней мере с IX века они Говорили на славянском языке. Мол, только когда они бежали в XVII веке от погромов Казакова Хмельницкого в Польшу, тогда заговорили на идиш. Многое в схеме Гаркави неприемлемо — например, тексты на идиш Известно с XVI века, за 100 лет до «хмельничины». Но разве среди евреев Киева НЕ могла быть — кроме «трофейных», захваченных князем Игорь — еще и добровольных переселенцев с Кавказа?

Может быть, «в Киевская Русь шли еврейские переселенцы из ближних азиатских земель» (9, с. 380). Ведь в Вавилонии (Нынешняя Ирака) и Персии (Нынешняя Иран) с древнейших времен жили «бесчисленные десятки тысяч иудеев, и НЕВОЗМОЖНО установить Их число» — по словам Иосиф Флавио, еврейского историка второй половины I века нашей эры. Эти десятки тысяч в VIII-X веках переселялись на Северный Кавказ, в Дагестан и вполне могли перемещаться на Русь.

Во всякое Случай, Киев IX-XIII веков был городом многонациональным — благодарю Пути «из варягов в греки» и караванные дороги. И в этом городе «в первой половине XI века еврейский и хазарский элемент … играл значительную роль» (23, с. 340). В 987 году, когда князь Владимир выбирал веру, недостатка в евреях здесь не было.

По Мнение Ю. Бруцкуса, во время массового насильственного Крещение в Киеве в 988 году тогда же крестилась часть «козарских евреев» (4). Очень может быть, что из этих «козарских евреев» происходил Лука Жидята — новгородский епископ в 1036-60 годы, автор знаменитого «Поучения к братии», инициатор Строительство Новгородской Софии.

В том же Киеве «в новых городских стен (закончен в 1037) имелись Жидовские ворота, к которй примыкал еврейский квартал» (22, с. 253). Киевски князей использовали евреев примерно так же, как немецкие, — то есть покровительствовали в обмен на денежные дотации.

В 1113 году, в междуцарствие, Владимир Мономах медлил занятых киевски престол, и в эту упора безвременья киевляне поднялись на бунт. Побили они многих ненавистных за «Неправда» Бояр, а также часть «жидов».

Некоторые ученые, модернизируя События, называют эти беспорядки погромами. В действительности они были лишь косвенно направлены против евреев, причем протест вызывало только Их Экономическая деятельность, точнее то, что Евреи выступали проводниками ненавистной соляной монополии, установленной Святополк II, «сидевшим на столе» в Киеве в 1093-1113 гг.

«… Потом жидов многих побили и домы Их разграбили за то, что сии Многие обидой и в торге христианом вред чинили. Множество же Их, собрався к Их Синагоге, огородясь, оборонялись, елико могли, просим времени до прихода Владимирова ». А когда Владимир Мономах подошел, «просили разабраць всенародно о управе на жидов, что отняли все промыслы христианом и при Святополк имели велике свободу и власть … Они же многих прельстили в Их закон». (13, с. 45).

Владимир Березовский киевлянам так:

«Понеже Их / жидов / всюду в разных княжениях вошло и поселилось много и мне не пристойно без совета князей, паче и противно правости … на убивство и грабление Их позволить, где изделие соответствует всем требуемым Многие невинные погибнуть. Для того немедленно созову князей на совет »(22, с. 129).

Отмечу приоритет закона, действовавший в Древней Руси, и поведений князя, Который опасается гибели невинных. И еще отмечу, что еврейский погр был вызванным жадностью князей. Стремясь получить больше денег, они покровительствовали евреям, а те преступали обычаи и законы не только из жадности, но и потому, что понимали — Их пребывание в Киеве и благополучие прямо зависит от суммы, переданных князю.

На княжеском советы было решено ограничить размер процентов при займет, что внесли в соответствующие главы Русской Правды и Правды Ярославичей. Карамзин пишет еще, что по Полковник совета Владимир «выслал всех жидов; что с того времени не было Их в нашем отечество» (13, с. 89). Но, видимо, он удаляет желаемой за Действительно, Потому что в Летопись упоминается, что в 1124 году в большой Пожар «погорели Жиды в Киеве».

Были Евреи Даже в Северо-Восточной Руси) (будуще Московии), тогда мало заселенной и Дикое. В ВЛАДИМИР-суздальского князя Андрея Боголюбского был, по крайней мере, один приближенный еврей, Ефрем Моизич, то есть Моисеевич (20, с. 546).

Известно, что при Андреа Боголюбском «приходили из Волжских область много Болгар и жидов и принимали Крещение», а после гибели Андрея (в 1174) разабраць сын Георгий сбежал в Дагестан к Еврейская князю. Кто этот загадочный «еврейский князь», приютивший у себя русского княжича, мы выясним позже.

Или вот история о Встреча Ильи Муромца с Жидовином *. При советской Власти эту былину старательно изымали из сборников, но теперь нам дозволено знать, что как-то добротой Никитич «видит в поле Следы от копыта громадные: каждый след величиной с полпечи. Присматривается добротой к следу, Говорит себе: «Это, видно, Жидовин, чужой богатырь, заехал в наши Вольный степи из земли жидовской» (1, с. 53).

/ * Богатырь-жидовин несомненно хазарский воин. — Прим. ред./

Этот Жидовин — настоящий богатырь, ничем НЕ хуже Ильи Муромца — «чернеется громадное: конь как горе, на нем богатырь, Словно сена догнать, — не видать лица под меховой шапкой пушистых». Палицей он играет «весом в девяносто пудов». Одолев Жидовина, Илья Муромец говотрит:

«Тридцать лет езжу я в поле, братцы мои названные, а такого чуда еще ни разу не наезживал»

Как видимому, евреев на Руси было немалым, знали Их хорошо.

ххх

Евреи присутствовали на территории Восточной славян со времен Киевская Руси. Происхождение еврейство Древней Руси смешанным — это и хазары, и античные Евреи из византийских земель, и переселенцы с Кавказа, из Персии, с Поволжья *. Западных евреев если и прибывали, то в минимальном количестве.

/ * Любопытно деталь: По дореволюционному словарь В.И. Добровольского («Словарь русских Фамилиа, прозвищ, имена»), слово мордвин означало в XVII веке последователь Мордухая и употреблялось в Московском государстве в смысле еврей. Территория Нынешняя Мордовии была тогда центром иудаизма со столицы в городе Инсерат (На иврите Насерат — Назарет), ныне это Саранск на реке Инсар, поселками Кадышева и Кадошкино (От евр. Кадыш — Святой), с деревнями типа Хананеевка (Т.е. где живут Библейский хананеи), И т.д. — Прим. ред./

В Киеве IX-XIII веков Евреи занимали вполне престижное положение. Влияние Их на культуру Киевского княжества несомненно.

Третий Химерические хазары, или хазарские химеры

Степной Империя

Вероятно, Многие вопросы снимает изучение Хазарский империи. Это была удивительная Степной Империя. Ее официальной религия стал иудаизм.

Происхождение племени хазар чаще всего связывают с гуннами — мол, они были одним из племени гуннского племенного союза и пришли вместе с ними. Л.Н. Гумилев считаете хазар «потомками гуннских мужчин, Который взяли сарматских жен». Это вполне Вероятно, Хотя и недоказуемым.

Известно, что хазары и болгары — племени родственные и Говорили на тюркских языках. Также Известно, что в 571 году Западный тюркский каганат подчинил племени болгар и хазар. Примерно в 650 году хазары отделились от каганата и создали свое государство. Называлось оно Хазарский каганат, а глава Государства был Каган.

Хазары то ли сами изобрели, то ли заимствовали у кого-то кольчугу. Прочный пластичный доспехах, спускавшийся до колен, был НЕ хуже, чем у европейского рыцаря. Тяжелые всадники на могучих конях, с длинными копьями и саблями мат. операция завоевывать пространстве.

Хазары обосновались на стыке степ Северного Кавказа, Каспийского моря и плодородных земель нынешнего Северного Дагестана.

Степи Короткая тепло зимой наполняли огромный стада: тут лежали зимние пастбища, на Который отгоняли скот со всех степ восточнее Дона и до Урала. А Вдоль Каспия с одной сторону море, с другой — горы. Между морем и горами лежит Благодатное земля с субтропическим климат: город Семендер, столица Хазарского каганата, славился своими садами. Сам по себе стык земель с резным климата и типами хозяйство — Прекрасное место для развития культуры. К тому же здесь Вдоль моря вьется древняя торгово дорога — Каспийский проходу. Проходу соединял степи Северного Кавказа с цветущей долине Куры в Азербайджане.

Семендер стоял на перекрестии караванные путей из Персии и средней Азии в Восточной Европу. Из дремучих Лесовая по Каме и Волге везли шкуры, кожи, мед, золото. Рудники Южного Урала поставляли бронзу высокого качества. В бесконечно междоусобных войнах степняки захватывали рабов.

К 700 году хазары владели всем Северн Кавказ, Приазовье, большей частью Крыма, степью и лесостепью Восточной Европы вплоть до Днепра.

Сами хазары в большинстве своем оставались кочевниками-скотоводами. Земледелие занимались В основном бедняки — те, у кого не было Скотта. Но и на Северной Кавказе и в Дагестане жили многочисленные древние народы земледельцев. В Хазарский каганат официальным языком был хазарский, а хазары — привилегированным выбрасывались. Поэтому Местное население при малейшей возможности называли себя так же — хазары.

Происходило то, что тысячу раз уже происходило в Других Империя. Сколько волчок, ушедших за ханом Осмон, вторглось в Малую Азию? Не более 100 тысяч человек. Сколько византийцев жило на полуострове Малая Азия? Не меньше 6 миллионов. Но турки были завоеватели, они мат. операция Главные, и в результаты потомки византийских греков до сих пор называют себя турками. Орда тюрок, пересекшая Дунай, не насчитывала и 200 тысяч человек, а славян задунайских было около двух миллионов. Славяне к тому же были несравненно культурнее завоевателей, и тюркский язык дикаря-скотоводов растворился в стихии Славянского. Но потомки славян, попавших в подчинение тюркам-болгарам, мат. операция называть себя болгарами.

Так и здесь: число хазар рослый намного быстрее, чем они могли размножиться сами. К тому же до середина VIII века Империя только расширялась.

Угроза извне

С 640 года Закавказье было охвачено Пожар войны с мусульманами. Если мусульмане поначалу НЕ шли на Хазарию, то не по доброта душевная — у них просто еще не было сил. А вообще-то они вели священным войну (ЖЖ), они хотели покорить весь мир и заставить разабраць человеком ислам. После серии мелких стычек, Который хазары вели на чужой территории, в 692 году арабские полководец Мухаммед ибн-Огбай оружие Большим походу и взял Дербент. Последовал ряд войн, в которую арабы побеждали чаще: они были и многочисленнее, и лучше подготовлены, чем хазары.

Наконец, в 735 году мусульмане вторглись в Хазарию через Каспийский проходу и ущелье Дарьял. Вел Их войска Мервана, родственник калифа, и поступил он по-восточному хитрых: предложило хазарам заключить мир. Сторона обменялись послами, но хазарского после Мервана задержал и отпустил на свободу, когда разабраць армия была уже в двух шагах от Семендера.

Каган так испугался, что немедленно бежал, не пытаясь сопротивляться; армия завоевателей только преследовала хазар, занимала Их города и грабила в свое удовольствию. А когда Хазарского армия, опомнившись, пошла по левому берегу Волги параллельном курсом с арабами, Мервана выбрал момент и темно ночью переправил свою Армия по понтонному мосту. Внезапный удар по спящему лагерю хазар — и за несколько часов все было кончено.

Но Вскоре выяснилось, что «арабы, не обладая значительными силами, не захотели остаться в стране, Им НЕ понравилась холодная и мрачно Северной земле» (19, с. 41). «Холодно и мрачно земля» — это сегодняшний Кубань и Ставрополье. Что ж, арабы привыкли к субтропикам, Им там нравилось больше. Зимние ночи на 45-й параллели казались Им просто жуткими.

Мусульмане воевали не для того, беги подчинить себе хазар или уничтожить Их страну, а жителей Продать в рабство. Они воевали, во-первых, беги прекратить Их набеги; во-вторых, беги вовлечь Хазарию в число мусульманских стран. Единственная условие, которе предъявили арабы поверженным кагану — человеком ислам вместе с придворными. Кагану пришлось согласиться. Мулла запретили пить вино и есть свинину, разъяснили основный положения Своей веры — и мусульманская армия с множеством плодотворно и возами награбленного имущества пошла назад.

Выбор веры

Примерно в то же время Хазарский каганат резко сдвинулся на север. Новая столица Итиль в низовьях Волги постепенно стало важнее Семендера, население уходило на Нижняя Волгу и на Дон — особенно к той Части излучины Дона, которая ближе всего к Волге. Люди хотели уйти подальше от мест, слишком доступна для мусульман.

Мне трудно разделить мнение, высказывавшееся и М.И. Артамонова (2, с. 12), и С.А. Плетнев (19, с. 42), что Хазария для стран Восточной Европы стала неким щитом, заслонившим Европу от мусульман. С тем эффективней же Успех можно считать Ее спасительницей стран Восток от византийской или от славянской агрессии. Ведь хазарский царь Иосиф писал министру калифа Испании Абдуррахмана III, Хасдаи ибн-Шафруту:

«Я живу в входа в реку и не пускаю русов, прибывающих на корабль, проникнуть к ним (то есть к мусульманам. — Авт.). Точно так же я не пускаю всех врагов Их, приходящих сухим путем, проникать в Их страну. Я веду с ними упорную войну. Если бы я оставил Их в покоях, они уничтожили бы всю страну изма-ильтян до Багдада ».

Судьба Хазарии скорее как раз в том, что она была промежуточной страной, жители которая постоянно воевали за чужие эгоистические интересы (точно как и жители Беларуси. — Прим. ред.).

В странах, Который завоевали хазары, особенно в Крыму, было много христиан. На этих землях византийские священники Даже создали особо митрополию из 7 епархии. Византийцы постоянно использовали христианство для усиления своего влияние в Хазарии. Стоило готам в Крыму подняться против хазар, и византийцы уже были готовы человеком готов в свое подданство. Не получилось — хазары разгромили повстанцев, казнили главарей, за исключением епископа Иоанной Готского, за котоporo очень просила Византия. Но стоило хазарам пощадить Иоанной, как византийцы тут же занялись интригами беги расширить влияние Христианская церкви в каганата, а Крым вообще присоединить к Византии. Византийские Император претендовали на власть над всем Известно Им миром.

Так что единобожие было все более необходимое и для каганата как государств, и для все большего число самих хазар. В конце концов, Поклонение дубом, Холмом, небу (в видео Тенгри-хана) и пляски нагишом дававшие все меньше удовлетворения Их душем. Хазары духовно переросли язычество, как Многие народы до них и после них.

С другой сторону, человеком и ислам, и христианство мешали внешние обстоятельства. На этому фоне интересен Опыт хазарского кагана Саврасов.

Ой! А они таки откуда?!

Тут пора сказать, что Евреи испокон веку жили в города Дагестана: это ведь район активных караванные торговли. В Вавилонии, по словам Иосиф Флавио, евреев было «бесчисленные десятки тысяч». Уже во времена персидских царе проникали они в Торговый города вокруг Каспийского моря, поселялись на территории, которую мы сейчас называем Дагестан.

И вот в 723 году каган Саврасов и некоторые разабраць придворные приняли иудаизм.

В том же году Император Лев III Исавр издал указ о насильственном крещении всех евреев, проживающих в Византийской империи. Неизвестно, как осуществлялся указ на Практика, но понятно, что крестились далеко не все. Большинство предпочло сбежать, а Хазария была близко, к тому же союзница Византии. Поздний мусульманский автор переносит это Событие лет на 40-50 позже, когда Император был Константин V (правил в 743-775 гг.):

«Владетель Константинополя во времена Харуна ар-Рашида / 766-809 гг. — Ред./ Изгнал из своих владений всех живущих там евреев, Который вследствие сего отправились в страну хазар, где они нашли людей разумных, но погруженных в заблуждения; посему Евреи предложили Им свою религию, которую хазары нашли лучше, чем Их прежняя, и приняли Ее ».

Евреев в Хазарии стало еще больше, чем раньше, к тому они составили две разные группы: старых переселенцев из Вавилонии и Персии и совсем «свежих» из Византии. Мы не имеем представления о том, как уживались между собою в Хазарии эти два разных еврейских народа — если не считать выдумок Л.Н. Гумилев, ни на чем НЕ основанных. Для нашей темы важно лишь то, что евреев в Хазарии стало намного больше.

А. Кёстлер высказал мысль о том, что сам быт торгово городов Хазарии на перекрестках путей, Их космополитический дух не только соответствовали Еврейская духу, но и порождали нечто подобное в людях всех народов. Каждый, кто вел такой образ жизни, становился похожим на евреев. В результаты и понимал Их лучше, и легче принимал иудаизм. Идея красивая, что и говорить (14, с. 44).

Примерно десятилетие (799-809 гг.) Заняли реформы кагана Обадии: он объявил иудаизм Государственная религия. Более поздние хазарские цари считали, что Обадия — законный наследник престола, «из Сыны разабраць / Саврасов / Сыны царь по имени Обадия» (16, с. 97).

Правда, Гумилев утверждает, что блеск Хазарского каганата ослеплял только для иностранцев, а население страны стало хуже от правления иудеев-чужеземцев. Якоб иудейская община захватила власть и правила исключительно в своих собственно интересы. Что кроме раскола Между «хорошими» одичалыми евреями из Дагестана и «плохими» талмудистами из Византии возник еще один раскол: на иудо-хазар и тюрко-хазар. Ведь если хазарин женился на иудейке, то Ее дети включались в иудейскую общину, а по отцу имели все права члена рода. Если же еврей женился на хазаринке, то Их дети были никто и для тюрок и для иудеев. В общем, из этих злосчастных «отходов» межнационального общения получился этнос караимов …

«Этим бедняжкой не было места в жизни. Поэтому они ютились на окраине Хазарии, в Крыму, и исповедовали караизм, не требовавший изучения Талмуда, а читать Пятикнижие Их могли научить любящие, но бессильные против велений закона отцы »(6, с. 88).

Но эти рассуждения Гумилев высосал из своего пальца. Это не история, а надуманна интерпретация. Впрочем, и некоторые серьезные историки склонны считать принятие хазарами иудаизма «Историческая ошибка».

«Еврейские проповедники с Большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения, посколько, согласна догмам иудаизма, — узкой, сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями, но не смогли сделать этого для всех народов, входивших в спалучаны Хазарского каганата. Следовательно, новая религия НЕ объединила, а, наоборот, разъединила и без того непрочности государственно образование, возглавленное хазарами »(19, с. 62).

«… Междоусобица страшно ослабила государство в целом. … Война феодалов против кагана продолжалась в течение нескольких лет, очаги Ее вспыхивали то в одной Части Хазарии, то в другой, посколько разноэтничные и нередко враждебные друг другу роды сталкивались в этой борьба между собою. Степь полыхала … »(19, с. 62-63).

Согласиться с этой Оценка трудно. Гражданская война — обычно плата за принятие единобожия. Так было во всех случаях, какие нам Известно. Не только на Руси «добротой крестил Новгород мечом, а Путята огнем», точно так крестились все европейски племени и народы. Да, смута обошлась дорого; д. Ее круговерти погибли и Многие мятежные феодалы, и сам Обадия, и его сыновья. Да, от Хазарии отпал христианский Крым. И все-таки в результаты Хазария стала более монолитной и сильно.

С 810 по 965 год жила Хазария как иудаистское государство, и как раз эти полтора столетия — время Ее Высшего взлета. Оценка же С.И. Плетнев вызвана НЕ трезвым Оценка происходящего, а предрассудком. Ведь «заранее Известно», что иудаизм — религия племенной, и что принимать Ее не надо! А раз так, то все несчастью Хазарии — от иудаизма, а все достижения — вопреки ему.

Может быть, принятие Общей веры в единого бога обошлось Хазарии дороже, Потому что она была непрочности соединением очень разных племени? Возможно, иудаизм был НЕ лучшим из Возможна выборов? Принятие христианства или ислама прошло бы легче? Возможно. И все же так — много лучше, чем никак.

Еще одна легенда состоит в том, что Якоб Евреи средневековой Европыне считали хазар единоверцами. Но если проанализировать источники — то, Оказывается, что все совсем не так. В духе того времени Евреи старались осмыслить появление единоверцев в РЕЛИГИОЗНАЯ-мистическом духе: объявили хазар потомками пропавших колен Соломоновых и полуколена Манассиева:

/ Обитают они / «в стране Козраим … они бесчисленны и забирают они дань от 25 государств, и со сторону исмаильтян платят Им дань по причина внушаемого ими страха и храбрости Их» (3, с. 84).

Это не более нелепо, чем осмысление родство славян через родство братьев Руса, Чеха и Ляха. Более того, нет ни одного Свидетельство, что какие-то Евреи, при каких бы то ни было обстоятельства, отрекались от родство с хазарскими иудаистами. Слухи о «Степной царстве иудеев» шли по всей тогдашней Европе, и Многие еврейские Общин пришли в сильно волнение. В середина X века возникла Даже переписка Между испанскими евреями и хазарами. Началась она с письма Хасдая ибн-Шафрута, придворного кордовского халифа Абдуррахмана Ш. Это еврей заинтересовался слухами о Хазарии и написал письмо. После пышных Пожелание благоденствия Хасдай очень дельно описал свою «страну Ал-Андалуз», рассказал о путях, которыми пойдет это письмо, пересказал рассказы византийских Купцова и в заключение просил царя Иосиф ответить на разабраць вопросы … Примерно 30 вопросов.

Византийский Император категорически отказался помочь посланнику Хасдая добраться до Хазарии. НЕ хотела Византия сближения евреев с каганат. Хасдай стал разрабатывать новый маршрут доставки письма через Египет, Иерусалим, Месопотамию и Армению … Но тут в Кордова приехали после из немецкого княжества, а с ними — двое еврейских ученых. Они предложили другой маршрут — через Венгрию, Русь и Болгарии.

Хасдай получил весьма обстоятельный ответ на свое письмо. Судя и по самому факту, и по некотором деталям, оно Действительно шло через Русь. Например, жители Германии в этом письме названы так, как Их называли славяне — «немцами». Переписка хазар с испанскими евреями показывает: у европейских евреев была связь с Хазарией, был к ней очень сильный интересы.

Так что погибла страна не из-за низменных происков захватившей власть иудейской общин, а по причина более прозаическим. Эти причина превосходную Известно современной наук. Как и все другие империи, Хазария погибла из-за усиления Своей периферии. Усиливаясь, вассалы НЕ считали НУЖНО быть лояльными к центру, и Единая государство разваливалось.

Судьба каганата

Правда, Между принятием иудаизма и началом конца прошло Почти столетие. В 895 году печенеги захватили Причерноморье и прогнали Союзное Хазарии мадьяр (венгров) на Дунай. Изгнание оказалось удачным для изгнанных: венгры завоевали Славянские территории, и там начала формироваться новая страна, Венгрия. Этим кочевникам повезло, но Хазария верных союзников потеряла, а с ними — и позиции в Северной Причерноморье.

Усиливаясь, Византия уже не испытывала прежней потребности в союзниках против мусульман, а слабеющая Хазария перестала быть удобная союзником. Она превратилась скорее в излишне сильно варварское государство, которе НЕ Грехем и ослабить. Византия стала натравливать на Хазарию кочевников, тех же печенегов.

Возможно, сыграли роль и различия в вероисповедании. Сделайся Хазария Христианская, Византия гораздо теплее принимала бы Ее проблемы. Здесь же получилось так, что «… каган и царь, опеки евреев, ссорились с византийским двор и церковью» (19, с. 64) и оказывались один на один со все новыми и новыми врагами. Если так, то принятие иудаизма все же способствовало гибели Хазарии. Но не из-за Интрига коварных жидов, а потому, что от принявших иудаизм хазар отступились добрые христиане в Константинополе.

Весь IX век силы и влияние Хазарии угасали. Но главный удар нанесли каганата славяне. С ними Хазарский каганат оказался прочны связано, Потому что с передвижением основна центровых Хазарского каганата на север произошло и покорение славян. Древляне, Поляна, радимичи, вятичи платили Им дань. Началось это в VIII веке — не раньше, и не позже.

Усиливаясь, славяне перестали действия сети дань, что уже ослабляло каганат. А вдобавок осуществляли регулярные набеги на мусульман, проходом через территорию Хазарии. Это подчеркивало слабость Хазарии и делало Ее еще Большим враг мусульман.

Первый прорыве в Каспийск море датируется д. промежутка 864-884 годов. В 909 году славяне разграбили остров Абес-кун, д. 910 захватили и разрушили город сари. В 913 году русы перетащили свои ладьи из Дона в Волгу и направились вниз, к Итилю. Там они сообщили о намерении выйти в Каспийск море, беги грабить мусульман. Каган вряд ли пришел в восторг, но согласился, оговорив, что половина добычи отходит ему. Через какое-то время русы вернулись с богатым Добыча. И вот тут каган совершил нетривиальный поступок: он разрешил Своей гвардии напасть на русов. Но и русов тоже предупредил о времени нападения (он явно был не чуждо спорта — «пусть победит сильнейший»).

Три дня продолжалась битва; русы проиграли, большинство Их погибло, а уцелевшим пришлось уйти без добычи. С тех пор русы НЕ появлялись в Хазарии свыше полувека. Дело не в отсутствии сил — именно на эти полвека приходятся знаменитые походу князя Игорь (913-914 и 943-944 годы). Ведь грабить можно было не только мусульман, но и Византию.

Но в 960-е годы начались походу князя Святослава Игоревича против хазар. Князь шел уже не грабить, а расширять свое государство. Попытка Сопротивление хазар была сломлена походу. В результаты походов Святослава города Итиль и Семендер были разорены и запустели, город Саркел захвачен, фактически присоединен к Руси и переименован в Белую Башню.

Десять или двадцать лет после этого походу Хазарский каганат, вернее, огрызок прежнего государств, еще доживал, не играем никакой международно роли. В конце X века он окончательно перестал существовать.

Судьба хазар

Ну, а хазары? Куда девались те сотни тысяч, может быть миллионы людей, Который на вопрос о своем народе отвечали: «хазарин»?

Еще до падения каганата «хазары частью переселились в Крым, частью рассеялись по русским землям» (9, с. 379). Нестор упоминает, что в Киев «хазарские Евреи» прибыли около 986 года. Они-то и спорили с ВЛАДИМИР о том, какую веру ему следует человеком.

Тогда же появились и Козары — квартал в Киеве. Было ли это место, где сначала сидел хазарский гарнизон, а потом остались купцы и ремесленники? Или там жили хазары, а к ним мат. операция подселяться единоверцы-Евреи? Или сначала там жили купцы, торговавшие с Хазарским каганат? Гадать можно долго, только главное иное — был такой квартал. Он был уже при игор, в самом начале X века.

Еще одно наследие Хазарского каганата: считается, что караимы — это потомки хазар. В Юго-Западной Руси караимы появились в XIV веке, это документировано неплохо.

Но и на территории павшего каганата НЕ сразу исчезло Хазарский население. Л.Н. Гумилев показал, что могилы хазар бывают значительно моложе Их распавшегося каганата. То есть в XII-XIII веке сын Андрея Боголюбского вполне мог бежать к «жидовскому князю». И было откуда являться болгарам и жидам в Юго-Западном и Северо-Восточной Руси. По мнение большинства ученых, хазары могли Дожить на средней Волге, д. Ее низовьях и в Дагестане до Нашествия татар в XIII веке. Многие из них бежали оттуда в страхе перед Нашествие.

Считается, что они ассимилировались на Руси. Это Каддафи, Потому что мощно препятствием к ассимиляции становилась Их вера. Язычника можно окрестить, но иудаист вовсе не рвется креститься и Даже проповедует преимуществам Своей религии.

Приходя в города, хазары могли селиться только в иудейских кварталах. Для всех они были жидами в силу своего иудаизма, а в тонкости этнического происхождения Никто не вникал. Так что если и ассимилировались, то никак не среди христианского население. Никто не оспаривает, что хазары вливались в спалучаны еврейских общин Руси (Украины), Польши и Литвы (Беларуси). Споры ведутся только о том, Каково соотношение хазар и евреев (пришедших, как уверяют, из Германии).

«Возможно, что в еврейские Общин Польши и Литвы влились остатки хазар, народа тюркского происхождения, Высший слои которого перешли в еврейство в VIII-IX веках» (18, с. 341).

По Мнение А. Кёстлера, именно хазары составляют большинство предков Восточной евреев — ашкенази. Он считает, что в XIV-XV веках много хазар оказалось на территории будущих Украины и Беларуси. Часть Их проникла и в Польшу. Если до хазар Евреи на этой территории и жили, то массы переселяющихся хазар поглотили Их полностью, Потому что каждого коренного еврея окружили сразу несколько пришельцев. Отсюда ясно, кто кого ассимилировал …

Кёстлер также объясняет, откуда взялся идиш и почему так быстро изменился характер вольных степняков. Идиш возник в самой культурной Части страны ашкенази, в Польше. Поэтому и распространился на всю территорию Их расселения. А народный характер … Он меняется быстро, если есть к тому основания. Основаниями же были в первую очеред Условия жизни в гетто.

Интересна Реакция на книгу Кёстлера: у многих евреев она оказалась крайне бурной и притом сугубо эмоциональной. Не в силах ничего возразить по существу, мысли Кёстлера подвергают истеричной обструкции по принципе: «Кёстлера не читал, но скажу! ..».

В чем причина такого неприятия? Протестуют те, для кого невыносима сама мысль о происхождении от хазар. Как?! Хазары наши предки? Геволт! Мы — потомки древних иудеев, прекрасная, благородных иудеев! А тут эти мерзкие степняки с кривыми носами и смуглой кожей …

В великах княжества Литовском и Русском

После татарского погрома Киевщины в 1240 году сохранились еврейские поселения на Волыни и в Галиции. Великие князей, стремясь опять заселить Киев после Нашествия, звали туда и евреев. Великий князь Даниил Галицкий, правивший на Волыни в 1221-1264 гг., Селил евреев в новопостроенных и восстановленных города на тех же основаниях, что и христиан. Его преемники эту Практика продолжали.

«Евреи составляли важный компонент ОБЩЕСТВО д. Великая княжества Литовском еще Прежде разабраць объединения с Польшей, где имелось собственной многочисленное и признанное законом Еврейская население» (14, с. 49).

«Пользуясь вольностями, предоставленными евреям и в Других татарских владениях, киевски Евреи вызвали этим ненависть к себе со сторону мещан» (5, с. 517).

Насчет «вольностей, предоставленных татарами», придется внести уточнения:

«… Сии люди откупали у Татар дань наших Княжений, брали неумеренные роста с бедных людей, и в случай неплатежа, объявляя должников своими рабами, отводили Их д. неволей. Жители ВЛАДИМИР, Суздаля, Ростова вышли, наконец, из терпения и единодушно восстали, при звуке Вечевых колоколов, на сих злых лихоимцев: некотором убили, а прочих выгнали »(13, с. 54-55).

Может быть, Карамзин просто антисемит? Злобствует на евреев, вот и плетет всякие гадости? Но и еврейский историко отмечает:

«В документе XV века упоминаются киевски Евреи — сборщики подать, владевшие значительным имуществом» [5, с. 254].

Еврейская энциклопедия объясняет появление этих сборщиков подать «Движением евреев из Польши на Восток» и отмечает евреев — откупщиков таможенных и Других сборов в Минск, Полоцк, Смоленск.

Но почему-то надо считать, что они откуда-то пришли? Потому, что установился такой Миф — о распространении евреев из Германии в Польшу, а оттуда на Русь? Но из сказанного выше видно, что такое предположение совсем не обязательно.

Скорее перед нами потомки евреев, живших здесь по крайней мере с IX века, то есть фактически — коренное население. Может быть, они и в Польшу пришли, Главная образом, с Руси? В пользу такой версии гораздо больше фактов, чем в пользу прихода евреев из Польши.

Что еще следует отметить? Поразительно отсутствия антисемитизма в этих городах. Здесь не было ни обвинения в питии крови христианских младенцев, ни в отравлении Колодцевая и распространении чумы. Здесь не прижились святый Западной Европы, канонизированные как мученики, принесенные в Жертвы евреями. Полностью отсутствовала идея связи евреев с дьяволу. Идея «тойфель-фолка» — дьявольского народа, была очень популярная в Германии, в Западной Европе вообще, но в Русь (Украину) и Литву (Беларусь) она не проникала ни в Средний века, ни в Новое время.

Даже когда в самой Польше начались преследования евреев, литовско-русская знать последовательно выступала в Их защиту на всех сеймах и сеймиках. Можно это объяснить тем эффективней, что в XVI веке в самой Польше уже существовал слой Полякова-горожан, выступавших конкурентами евреев, а в Украине и Беларуси слоя славянских горожан еще не было. Знать продолжаем нуждаться в евреях, и Потому еще не доросла до антисемитизма.

Но есть быть и другое объяснение: в землях Руси и Литвы хорошо знали евреев, умели включать Их в свое общество и Потому относились к ним лояльнее. Есть много фактов в пользу такого предположения.

Выводы:

Первый После Нашествия татар Евреи Руси никуда НЕ исчезли, они продолжали жить на землях, вошедших в великах княжество Литовско и Русское.

Вторая По традиции это еврейство Великого княжества Литовского и Русского человеком считать крайним восточному ответвлением европейского, переселенцами из Германии, а затем из Польши. Но такое предположение делается лишь потому, что уже давно сложился Стереотип, и ученые не могут выйти за разабраць Предел. На самом деле скорее Евреи Руси перемещались на запад и формировали польское еврейство.

Третий Западная Русь (земли ВКЛ) была толерантное к евреям и сохраняла традицию спокойного Отношение к ним Даже тогда, когда в Польше начались антисемитские выступление.

Четвёртое Еврейская Речь Посполитая

НЕТ Никакого сомнения — какое-то количество евреев проникало в Польшу и с Запада, из Германии. Именно к ним обращены призывы Болеслава Благочестивого, именно Им была дана грамота, дарующая привилегии на всей территории Польши. Грамота дарует право автономного судопроизводства для евреев, устанавливает неприкосновенность личности и имущества, дарует свободу передвижения и грозит наказаниями тем эффективней, кто будет евреев притеснять. Среди прочего, в ней есть и такие слова:

«В соответствии с эдиктами Папы мы запрещаем со всей строгостью на будущее обвинять еврея, проживающего в нашем государстве, в том, что он Якоби использовал человеческую кровь, посколько все Евреи по Своей вере избегают использовать кровь вообще».

Во всякое Случай, в XIII веке евреев в Польше уже много, Их положение в Общество и занятия нуждаются в законодательной базе. Часть законодательства дала грамота Болеслава, Ее дополнили положения церковного собора 1267 во Вроцлаве. Собор постановил, что Евреи Должно жить отдельно от христиан, в особо Части города. В Каждому городе полагалось имет только один такой квартал и в нем — только одну синагогу. На Одежда Евреи Должно были носить особые отличительные знаки, Им запрещалось нанимать христианских слуг, а христианам запрещалось служить в евреев и покупать у них съестное.

Некоторые положения вроцлавского собора восхитительно патриархальны. Отмечается, например, что Полякова надо особенно тщательно оберегать от Ужасов Контакте с евреями. Потому что поляки ведь «Юный Ростока на Христианская почве»: выражено Почти поэтически, стиль чуть ли НЕ трогательным Любовная баллады про какой-нибудь «Юный Ростока». Но поползновения Дикое: «держать и не пущать».

Позже, В конце XIII века, эти положения подтвердили еще два церковно собора. И, что характерным, никто никогда эти Постановление НЕ отменял. На каком-то этапе они потеряли силу de fakto, но не de jure. Польский Костелы никогда не отказывался от положений Вроцлавского собора. Конечно, он Их НЕ соблюдает уже очень давно, но официально эти ограничения НЕ Отменен.

В 1364 году Казимир III распространил привилегии Болеслава, данный для Малой Польши, на все Польское государство.

Дело в том, что в те времена было очень мало Полякова-горожан. Христианская Европейская государство, Польша Остра нуждалась в ремесленниках и купцов. Приходилось мириться с тем эффективней, что города в Польше были В основном немецкими. Немцы переселялись на восток вполне мирно, становились лояльными подданными польской Корона. До 80% ремесленников в начале XIV века были немцами. Даже королевский город Краков, столица Королевства Польского, состоял фактически из двух расположенных рядом городов: королевского замка Вавель, вокруг которого лепились деревянные избы мужиков, и каменного немецкого города с ратушей, площадью Рынок, с часами на башни, вечевым колокол …

Немцы, хоть и были лояльны к Казимиру III велике, все же старались действия сети ему денег поменьше. А посколько они были монополистами, и, кроме них, некому было ковать мечи и латы для рыцарей, ввозить и вывозить Товары из страны, они несколько злоупотребляли своим положением. В какой степени злоупотребляли — сказать трудно, но дело было. Немецкий город жил по своим законам, по-своему судил своих Граждане, хоть они и были подданными Польского короля. Например, известен случай, когда суд немецкого города приговорил своего гражданина к ослеплению за то, что тот вовремя НЕ отдал занятые деньги.

В Королла же, не только польских, есть такая особенность: они НЕ любят, беги Им диктовали Условия. То есть не будь у Казимира выхода — он бы вынужден был смирить гордыню. Но У него выход был, и этот выход называлась «Евреи». А если по-польски — «жиды».

Казимир III призвал в Краков евреев. Быстро возник еще один город возле первых двух — еврейский. На этот раз Евреи проявили лучшие свойства Своей натуры — умения быть благодарными, и назвали свой город в Честь короля: Казимеж. Казимеж — так по-польски произносится имя Казимир.

Краков быстро разрастался, Казимеж стал одним из разабраць районов. Но это был особый район города, в которую люди жили не так, как в Польском королевстве, а по законам Талмуда.

Известно, что Казимир III любил ездить в Казимеж для беседы с еврейскими учеными. По всем ОПИСАНИЕ, Казимир был очень умным человеком, и я предполагаю, что любил он умные Разговоры на отвлеченные темы. А ведь окружение короля, все эти здоровенные рубаки, вряд ли читали книги и вряд ли знали то, что изучалось если не в хедере, то в иешиве.

Уния Польши с Великим княжество Литовским и Русским привела к тому, что и литовским евреям в 1388 году дали аналогичную грамота — как в Польше, уравняли в правах с христианскими горожанами.

Многие Евреи и после Казимира Великого достигали в Польше высокого, престижного положения. У такого знаменитого короля как Владислав-Ягайло всеми финансовыми делами заведовал Литовский еврей Волчко.

Не все, конечно, было идиллично. Стоило в 1348 году начаться чуме, и евреев тут же обвинили в распространении заразы. В Краков и нескольких Других ГОРОДА Даже вспыхнули погромы. Небольшие, без большого Число жертв, но все же … Новый погр в Краков разразился в 1407 году. Власти пресекли Действие погромщиков, едва они вошли в Казимеж, — однако лиха беда начало.

Католической церковь евреев НЕ любила. Потому что несколько раз евреям удавалось переубедить католиков, и они переходили в иудаизм. В Краков в 1539 году по распоряжению Местного епископа сожгли на костры мещанку Екатерина Залешовскую, уличенную в склонности к иудейству. Вдова советника (городского советник), она входила в краковский патрициат. Почтенная дама заявила, что не верите, что Иисус Христос — Божий сын:

«Господь Бог не имеет ни жены, ни сына, к ему и не нужно этого. Ибо сыновья нужны только тем эффективней, кто умирает, Бог же вечен … и всех нас считаете сыновьями ».

В это время евреям удалось многих Полякова обратите в иудаизм, и прошел слух, что обращенных они прячут в великах княжества Литовском и Русском. Тогда же, в 1539 году, состоялось Королевская Следствие по поводу обрезавшихся и убежавших в Литву. Следователи пришли к вывода, что на евреев возвели напраслину, но Многие и тогда, и теперь сомневаются в справедливости выводов Следствие. Похоже, все-таки были поляки, обращенные в иудаизм.

В ВКЛ Обращение в иудаизм стало таким характерным явлением, что евреев в 1495 году Даже изгнали. Правда, через 8 лет указ официально отменили, и евреев опять пригласили в Литву, да и выполнить указ не успели … Так и жили НЕ изгнанные иудеи во многих местечках Литвы, ибо до них НЕ дошла рука Власти.

В середина XVI века пошел в Польше старый слух о причащении евреев кровью христианских младенцев, но тут вмешался король Сигизмунд II Август и запретил возбуждать «подобные Нелепый обвинения» без предварительного Следствие, на которй факт убийства младенца Должно было подтвердить четверо христиан и трое евреев. Насколько мне Известно, ни одного дела НЕ возбудили.

И вообще Короли и государственные люди заступались за евреев, Потому что какой же дурак будет резать Курица, несущую золотые яйца?

В Польше происходило принципиально то же, что в Европе, только евреев Никто не выгонял. Но Их так же использовали Короли, к ним так же настороженно относилась церковь … Так же Их подозревали в распространении заразы во время Эпидемия.

Но было два важных отличие. Во-первых, Евреи Польши и Руси образовали единый народ (ашкенази). Во-вторых, они заняли особо социально-экономическую нишу, которую западная еврейство никогда не занимало. В-третьих, восточные Евреи объединились в организацию (кагал), охватывающую всю страну.

Ашкенази в Польше и на Руси

К XVI веку окончательно сложился новый еврейский народ — ашкенази. Он имел свою территорию, — ашкенази НЕ жили западнее Лабы (Эльбы) и восточнее Днепра, севернее Литвы (Беларуси) и южнее Волыни. Ашкенази НЕ имели собственного государств, но у них была своя страна.

Вот и курды живут в Турции, Иран и Ирак, своего Государства у них нет, но своя страна (Курдистан) есть. Точно так НЕТ своего Государства в Баскова и каталонцев в Испании.

На этой же территории жили и Многие другие народы, например, немцы, жамойты и русские, но Речь Посполитая официально говори не по-немецки, не по жамойтски, и не по-русски, а по-польски и на этому языке вело свою документацию.

У евреев ашкенази Даже больше оснований считать эту территорию Своей — этот народ и возник на территории Польши и Западной Руси (кроме Поморья).

Страна ашекенази, страна народа без государств, зависела от воли государственно лиц. Даже Решения, не имеющие к евреям, Казалось бы, Никакого Отношение, сильно сказывались на Их судьбы. Вот объединилось Великая княжество Литовско и Русское с Польшей в одно государство. О евреях, живущих в разных углах страны ашкенази, никто при этому и не думал, но именно после этого мат. операция возникать три ветви идиш: польская, Украинская и белорусский. Судьбы евреев в трех частых страны ашкенази мат. операция расходиться. Условия Их жизни мат. операция различаться, они контактировали с народами, Который вели себя по-разному, и все это сказывалось на Национальном характер.

Убежденный в действенности законов, любящий юмор польский еврей; спокойный беларуский еврей; нервный, привыкший в любую секунду отвечать агрессией или бегство украинский — это люди одного народа. Возможно, ашкенази просто не хватило исторического времени для того, беги распасться на три народа.

На стыках межнационального общения среди евреев неизбежно возникал интересы к культуре «титульного народа»; появлялся слой евреев, читающих по-польски не только записки от булочника или указы Местного старейшины, но и Художественная литература. На стыке культур рождалось явление, которую я рискнул бы назвать Еврейская Польши. В живших тут ашкенази сохранялся свой взгляд на очень многое. Осваивая культуру, они вовсе не становились такими же поляками, как этнические поляки. Но культуру — осваивают, духовно становясь не просто случайными жителями страны, а именно польскими евреями. Порой Даже польскими патриотами, ценителями Ее культуры, истории и литературы.

Так же возникали еврейская Украина и еврейская Беларусь, и не Их вина, что эти страны в культурном отношении сильно проигрывают Польше.

Еврейская Польша, еврейская Украина, с конца XVIII века и еврейская Россия возникали в одной и той же стране. В стране ашкенази, на Их стыках с культурами Других народов.

Выводы:

Первый Польско-украинском-белорусский еврейство — смешанного происхождения. Хазарский «крови» (генов) в нем намного больше, чем крови Западного еврейство. Евреев в Речи Посполитой было очень много, до 10% население. В этой Части еврейство есть самоназвание — ашкенази.

Вторая Кагальной организация охватывала все эту часть еврейство и Работала как государство в государстве. Еврея судили по еврейским законам, он мог всю жизнь прожить по своим обычаям и в среды своих соплеменников, сталкиваясь с поляками, украинцами или беларусами лишь по делам. Евреи имели мало Отношение к жизни Польского, беларуского, украинского народов, а Их история мало пересекалась с История тех стран, где они обитали. Для мест обитаний евреев пришлось ввести новый термин — «местечко» (штетл).

Третий Евреи в Речи Посполитой занимали особо социально-экономическую нишу. Они жили преимущественно в Сельской местности, но род Их Занятия был типично городской: ремесло и торговля. Евреи часто становились арендаторами поместий католической и униатской шляхты, потом что-то знать не любила заниматься хозяйство. Православный крестьяне имели дело не с помещиками, а с арендаторами-евреями. Те же арендаторы взяли в свои руки производство и продажи алкоголь. Более того, в Православной землях Беларуси и Украины Евреи нередко брали в аренда и православный храмы.

Четвёртое Вследствие этого православный крестьяне в Речи Посполитой повсюду сталкивались с евреями-арендаторами, а не с самими помещиками. В результаты гнева Казакова и примкнувших к ним крестьян обрушился в огромное степени на евреев. Страшную резня 1648-1649 годов очень хорошо Помнят и Евреи, и поляки. Но в современной Украине Ее старательно скрывают, в том число от самих украинцев.

Во второй половине XVII века, в результаты длительного периода внутренних беспорядков и вторжений (так называемый «Потоп») Речь Посполитая пришла в упадок — и здешнее еврейство вместе с ней.

Источники

Первый Антология семейного чтения. Сказки. Легенды. Предания. (Ылина «Застава богатырская и встреча Ильи Муромца с Жидовином»). М.: «Олма-пресс», 1991.

Вторая Артамонова М.И. История хазар. Л.: «Наука», 1962.

Третий Берлин И.. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского Государства. Петроград, 1919.

Четвёртое Бруцкус Ю. Истоки русского еврейство. / / Еврейский мир. Ежегодник на 1939 год. Париж, 1939.

Пятый Гессен Ю.И. История еврейского народа. Том первый Л.: Типография кооперативного Общество, 1925.

Шестой Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. Л.: «Наука», 1962.

Седьмой Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: «Клышников, Комарова и К.», 1992.

Восьмой Даймонт М. Евреи, Бог и история. М.: «Имидж», 1994.

Девятый Дубнов С.М. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

Десятый Еврейская энциклопедия. Том девятый М.: «ТЕРРА», 1991.

Одиннадцатый Идиш. / / Большая Советская энциклопедия. Том десятый М., 1972.

Двенадцатой История еврейского народа. От талмудической эпохи до эпохи эмансипации. Иерусалим: «Библиотека-Алия», 1993.

Тринадцатый Карамзин Н.М. История Государства Российского. Том четвёртых М.: «Наука», 1992.

Четырнадцатый Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и Ее наследие. СП: «Евразия», 2001.

Пятнадцатой Клиер Дж. Россия собирает своих евреев. / / Происхождение еврейского вопроса в России: 1772-1825. Иерусалим: «Гешарим»; Москва: «Мосты культуры», 2000.

Шестнадцатого Коковцов П.К. Еврейская-Хазарского переписка в Х веке. Л.: АН СССР, 1932.

Семнадцатый Краткая еврейская энциклопедия. Том второй Иерусалим: Общество по Исследования еврейских общин, 1982.

Восемнадцатая Очерк истории еврейского народа. / Под ред. проф. Ш. Этингера / Том первый Иерусалим: «Библиотека Алия», 1994.

Девятнадцатый Плетнева С.А. Хазары. М.: «Наука», 1976.

Двадцатой Рабиновича М.Г. Судьбы вещей. М.: Детгиз, 1973.

Двадцать первый Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Часть первая М.: «Русский путь», 2001.

Двадцать второй Татищев В.Н. История Российская. Том второй М.-Л.: АН СССР, 1963.

Двадцать третий Топоров В.Н. Святость и святый в русской духовной литературе. Том первый М.: «Гнозис», 1995.

Двадцать четвёртой Фоменко В. Время помнит всегда! / / Журнал «Лехаим», 2001, № 9.

Двадцать пятый Mauer E. Die Frankfurter Juden. Blicke in die Vergangenheit. Frankfurt-am-Mein, 1966.

Короткая об Авторы

Андрей Михайлович Буровский — кандидат географических наук, кандидат исторических наук. Автор серии книг, посвященных истории Российского Государства и его народов. Среди них: «Русская Атлантида» (2000), «Незнакомая Россия: Историческая расследование» (2001), «Русская Атлантида — 2: Историческая расследование» (2002), «Евреи, которе не было» (2004), «Московия: Пробуждение Зверь »(2005);« Рождения Российской империи »(2005);« Несбывшаяся Россия »(2007),« Гражданская история безумных войны »(2007) и другие.

Андрей Буровский, альманах «Деды» выпуск пятый 

/ По Материалы издания: Буровский А.М. Евреи, которе не было. Книга первая Москва — Красноярск, 2004, с. 316-390. /

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: