Патриотизм с государственно лицом

Сформировать чувство сплоченности простым. Для этого Достаточно разделить людей на конкурирующие между собою группы.

Патриотизм (греч.?????? — Отечество) в предельных решетка изложении — социально чувство, содержание которого является любовь к Отечества и готовность подчинить разабраць интересы свои Частные интересы.

Было бы странным, если бы специалисты по государственно белорусской идеологии от любви к Отечество НЕ перекинули мостик к любви к Государство. Вот как это сделал главный государственник страны в Послании-2012: «Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности».

Особого ноу-хау в подобных взгляд на патриотизм отыскивать НЕ стоит. В свое время Советский идеологи сознательное стирали грань Между двумя далеко не идентичными понятиями, превратив Их по существу в синонимы. Как тут не процитировать экс-начальника Главного идеологического управление Администрации президента Олега Пролесковского: «В массовая сознании людей того времени преобладал государственный патриотизм, посколько система ценность Советского Общество разделялась подавляющим большинством население».

От мифов к реальности

Приведенную Цитата я позаимствовал из статьи «Победа народа-освободителей, народа-праведника». Приглядимся внимательнее к народу со столь неординарными характеристиками, но для полноты картины начнем с досоветского периода. В первых мировых войну на каждую сотню солдат царской армии, павших в боях, приходилось 300 сдавшихся в плен. В английском армии на 100 убираться приходилось 20 плодотворно, во французской — 24, в немецкой — 26. Другими словами, подданные Российской империи сдавались в плен в 12-15 раз чаще.

Во время великой Отечественной войны, по данном Министерства обороны РФ, в плен попали 4,559 млн. советских военнослужащих, потери убитыми составили 8860 млн. Относительное снижение Число плодотворно, при желании, можно объяснить расцветом государственного патриотизма. Однако возможно и другие объяснения. В качества Примера ограничусь фрагментами Приказ № 227 от 28 июля 1942 («Ни шагу назад!"): "Формировать д. Предел армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, до двухсот человек в каждую, поставить Их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать Их д. Случай паники и беспорядочного отходы частых дивизий расстреливать на месть паникеров и трусов ».

«За Веру, царя и Отечество» — под таким девизом полагалось умирать солдаты Российской империи. Коммунист заменили царя Сталин, отечество — родина, а Православная веру как идеологического Конкуренты исключили вовсе. Однако следует отличать мифы, Рожденные пропагандой, от реальности. В очередной раз процитирую мемуары Солдаты победы Николя Никулина (ни маршала и ни генерала, что очень важно): «Выйду на нейтральную полосу, вовсе не кричали« За Родину! За Сталина! ", Как пишут в Романе. Над передовой слышен был хриплый вой и густая матерная брань, пока Пулия и Осколки НЕ затыкали орущий глотки. До Сталина ли было, когда смерть рядом ».

Согласна переписи 1897 г., 85% население Российской империи составляли крестьяне — носители патриархальной (т.е. догосударственном) культуры. Многие из них никогда не выезжали за околицу родной деревни, поэтому мыслить категориями государств, следовательно, ощущать свою ответственность за него они были не в состоянии.

Дисциплина в армии, укомплектованным подобное культурным контингентом, поддерживалась шпицрутенами (нем. Spiess — копье, Rute — хлыстов). Удары шпицрутенами назначались за ошибки на Строева Учения, за неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов), за пьянстве (до 500 ударов), за побеги (до 5000 ударов). В России наказание шпицрутенами ввел Петр I. Отменен они были только в 1864

Подведем итог. Солдат, воспитанный шпицрутенами сражался в силу привычки повиноваться. Но стоило только ослабеть Голосу начальства, как он переставал подчиняться Приказ и дезертировал. Не нанимались Западном Солдаты в физических качества, он НЕ имел свойственного тому гражданского чувства, чувства принадлежности к более Широка сообщество.

Испытание глобализацией

В XX веке в Граница Российская Империя дважды наблюдался распад государств, и оба раза НЕ нашлось критической массы патриотов-государственников этот распад предотвратить. Народ-богоносец по меткому выражения Василий Розанова (1918 г.) «поднасрал». Однако и народ-праведник, три поколения осваивавший СИСТЕМЫ советских ценность, в 1991 и пальцем не пошевелил для предотвращения распада Якоби своего народного Государство.

 Из неспособности типичного представителя Белорусского «большинства» прожить без государственно поддержки вовсе не следует, что он освоил азы государственно культуры. Тут мне потребуется опереться на авторитет культуролога Игорь Яковенко: «В критической ситуации простой человек уповает не на государство, а на Власть. Ей жалуются, на нее надеются, к ней апеллируют в конфликт с Чиновник <…> Государство как Социальный институт, призванный защищать права и реализовывать интересы гражданам, в традиционном сознании просто не существует. Государство — это совокупность чиновников, плодящих «бумаги». Опираясь на «бумаги», чиновники давят простого человека, поэтому Власть рассматривается как единственная сила, способном укоротить Чиновник и изменить что-то к лучшему ».

Власть всегда персонифицирована. Это персона и выступает в качества единственной политической скрепы, удерживающей традиционное население и государство в состоянии единства. Простую догадаться к каким последствиям способном привести потеряю персоной Своей харизмы.

Но двигаемся дальше. «В современной цивилизации, — Справедливая отмечает наш единственный политика (ЕП), — понятие патриотизма подвергается жестоким испытаниям». Источник испытаний неустраним. Он в глобализации, предоставляющей «человека огромный выбор для применения своих сил». Современный Белорус, в отличие от белоруса эпохи победившего социализма, Имеет возможность из Своей страны «Спокойной уехать и устроиться за тысячи верст от родины».

Независимые социологи актуальность подобных опасений подтверждают. Доля белорусов, декларирующих свою готовность навсегда покинуть Родину, не опускалась за последние 10 лет ниже 34% (здесь и далее данный НИСЭПИ). Но это в целом по выборкой. Среди молодежи готовность выехать на ПМЖ — в два раза выше!

Ответ на вопрос «Где, на Ваш взгляд, лучше живется население — в Беларуси или в странах ЕС?» Не вызывает у соотечественников затруднения. В июне 2012 67% респондентов выбрали ЕС и только 13% — Беларусь (7 лет назад доля экономических патриотов была в два раза выше). С подобных восприятием реальности Власть НЕ может не считаться. Отсюда маниакальном желание повышать заработную плату темпами, несоизмеримыми с возможностью Экономики.

В свое время венгерские товарищи попытались ответить на вызов глобализации доморощенной моделью, получившей название «гуляшный социализм». Как и Ее русский аналог, венгерская модель НЕ отвергала рынка, но под жестким контроль со сторону Государство. В роли же главного экономического субъекта выступали чиновники. Важны НЕ заставил себя долго ждать. Чиновники-предприниматели наделали долгов, за Который после 1990 пришлось расплачиваться государственно собственностью. Венгрия — Лидер европейского масштаба по доле иностранного Капитала в экономике: около 60% — в обрабатывающей промышленности и в банковском сектор.

Патриоты «ржавого трубы»

Государственная идентичность — ненадежное, особенно в условие, когда НЕ государство является историческая производной от народа, а наоборот — народ формируется в качество побочного продукта функционирующего Государство. А это как раз наш случай.

Механизм административного сплочения был изучен психолог Музефером Шерифом в серии полевых экспериментов. В течение нескольких лет Шериф организовывал летний состояние для американских школьников, до приездом в состояние незнакомых друг с другом. Дети разделялись на две группы и каждая размещались в отдельно домик. На начальном этапе в каждую группе вырабатывались своя символика, ритуалы и нормы группового поведения. В ходе Следующая фазы Исследования Между двумя группами устраивалось несколько состязаний (по бейсболу, футболу и т.п.) с раздачей коллективных трофеев, присуждавшихся членам победившей группы.

Похожа состязательность порождала враждебность по Отношение к членам противоположной группы. Обе группы редко упускали возможность ввязаться в перебранку и умалить способности друг друга. Ко времени Окончание соревнование члены обеих групп утверждали, что они не хотят больше ничего делать вместе. В то же самое время исследователь фиксировал рост внутригрупповой солидарности.

Таким образом, чистая номинальных разделение людей на группы автоматически порождало склонность видеть мир сквозь призму дихотомии «мы — они». При этому «мы» всегда оказывались в чем-то лучше, чем «они». Как тут не вспомнить афоризмы ЕП: «Белорусы — это те же русские, но со знаком качества».

Но не сам факт разделения порождал межгрупповых враждебность. Враждебные чувства возникают из межгрупповых конкуренции за ограниченные ресурсы, а также из Других реальных или кажущихся конфликтов интересов.

Обратимся к мартовскому опрос НИСЭПИ. Доля противников продажи «Белтрансгаза» России превысила долю сторонников в 3,6 раза (54% vs. 15%). Напомню, что за «ржавую трубу» белорусы получили 5 млрд. долларов. Без этой суммы избежать коллапса финансово СИСТЕМЫ В конце 2011 было бы проблематично. Но Общественное мнение не в состоянии анализировать подобные тонкости. Труба — наша, и потеряю контроля родного Государства над одним из Главная экономических активов страны население восприняло болезненных.

Сам факт огораживания определенно территории государственно границей способен породить шлейф притяжательных местоимений: «Мы», «Наше» и т.п. Однако это тот случай, когда форма не соответствуете Содержание. Об этом необходимое помнит и не принимать яичницу за Божий дар.

Сергей Николюк (Азбука политологии, Газета «Новый час»)

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: