Национальный пантеон Беларуси. Онлайн-конференция.

На сайте Naviny.by 24 февраля Прошла онлайн-конференция с белорусскими историками Анатолий Тарасов и Андреа Киштымов. Тема разговора — роль личности в истории и формирование национального пантеона.

Анатолий ТарасАнатолий Тарас. 1944 года рождения. Ученый и писатель. Доктор наук в области информационных технологий, профессор. Редактор альманаха "Дзяды", посвященного белорусским истории. Автор / редактор-составитель книг «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв" (2006), "История имперских отношений: белорусы и русские. 1772-1991 »(2008)," Анатомия ненависти: Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв. "(2009);" Грюнвальд, 15 июля 1410 года ". (2010), "Научный антикоммунизм и антифашизм" (2010); "Предыстория белорусов от древности до XIII века" (2010), "Церковь в нашей жизни: К 100-летию Красного костела" (2010), "Беларусь перед всем: О национального белорусского идеи "(2011), а также еще 83 книг на разные другие темы.
Андрей КиштымовАндрей Киштымов. 1954 рождения. Окончил исторический факультет Белорусского государственного Университет. Кандидат исторических наук. Действительный член Румянцевского Общество друзей Российской государственно библиотеки с 1994 года, член Белорусского исторического Общество с момента разабраць основания (2001 г.). В 1996-2001 годы член рабочей группы межцерковного диалога «Роль церквей в примирении народов Центрально-Восточной Европы». Участник Международная экспедиций по водным путям «Богун-2002», «Шелковый путь-2003», «Янтарный путь 2004-2005», «Большой Неман-2006», «десны-2008», «Великий Новгород-2009».
Заслуженный деятель Туризм Украины. Участник Программы «Белорусско-Европейская сеть — фасилитация европейского развития для Беларуси» (Евросоюз, Брюссель, 2009-2010). Автор более 250 публикаций в научно издания Беларуси, Германии, США, Польши, России, Украины, Литвы, Эстонии, Киргизии. Один из авторов «Handbuch der Geschichte Weissrusslands» (Gottingen, 2001) и тома 4 «Беларусь в составе Российской империи (конец XVIII — начало ХХ в.)» (Мн.: Лексис, 2005) в 6-ти томной «Гисторыi Беларуси» , Энциклопедии «Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.)»: в 2 т. (М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008-2009. Автор серийной издания «Наши знаменитые земляки» и «Известные имена отечества ». преподавателей Белорусского коллегиума. Доцент Институт парламентаризма и предпринимательства (Минск).

 Справка Naviny.by. Проект «Национальный пантеон Беларуси»

Интересы к отечественной истории давно уже вышел из положения дискуссия историков-профессионалов. Общественное мнение расколото не только в Оценка настояшего, но и прошлого. Однако, при всей полярности мнение, бесспорно одно: история — это всегда история людей. Кумиры прошлого определяют наше настоящее. Более того, актуален и вопрос: как, с каким историческим багажом мы будем идти в будущее?

«Национальный пантеон: фундамент гуманитарной безопасности Беларуси» — так называется гуманитарный проект, инициаторами которого стала группа Известно Белорусских историков. Роль личности в истории — Классическая тема для Исследования. Она давно уже вышла из положения научно Трудовая. Чьим-то именем назвать улица или площадь? Кому поставить памятник? О ком снять фильм? Кто достоин упоминания в школьном Учебник, а кого оттуда, наоборот, надо вычеркнуть?

Конечно, история неповторима. Нельзя дважды Форум в одну и ту же Историческая реку. Но одна из теле истории — расширение наших Знание о Возможно. Если это удалось Нашим Предко, то почему же этого Должно бояться мы?

Есть шутливое, но с долей правды, выражения: «Война — это слишком серьезное дело, беги доверять Ее генералом». Поэтому нам бы Хотелось, беги круг Белорусских исторических имена НЕ определялся только в кругу профессионально историков. Нужен широкий общественный Диалог.

Кто войдет в Национальный пантеон? Какой должен быть механизм отбора? Появятся ли в нем новые имена? Узнаем ли мы новые черт уже Известно исторических Личность? Что получим в итоге? Надеемся, что не застывший иконостас исторических персон, а тех, кто реально дал Беларуси возможность занятых «Свой почетное место среди народов».

Мы вместе делаем нашу историю. Вместе будем вести разговор и про Ее человеческое лицо.

— Суть проекта понятно, это Действительно необходимое. Но по каким-то критериям, кто и как будет отбирать персоны для включения в Пантеон? Кем, когда и каким образом будет приниматься окончательное нужны?
Lord, Брест

Андрей Киштымов: — Критерии окончательно пока не выработаны, и эта онлайн-конференция, надеемся, поможет в Их выработке. В принципе, критерии НЕ существуют отдельно от Их носителей. Это дорога с двусторонним Движением: через критерии идем к персонаж, Который будут включено в Пантеон, а смотрел на персонажи, можем определять и критерии.

Пока единственный критерий, с которй мы определились, — принадлежность к белорусской земле. Человек должен был здесь родиться или, Даже родившись не в Беларуси, сделать для нашей земли что-то значимы. Например, Владимир Мулявин. Он — русский, но разабраць вклад в развитие белорусской культуры — бесспорен. Более того, именно благодарю Мулявин музыкальный мир узнал о Беларуси много нового.

В процессе работы над этим проектом мы предложим Список ярких Личность, проверим на общественно мнении, Достойная ли они включения в Пантеон, и только после этого будет составлен некий Список, Который мы порекомендуем для включения в учебный программы и предложим СМИ, беги они уделили этим Личность особо Внимание.

Однако нам важно не только то, что будет на страницах учебников по истории, но и то, что будет за пределами этих страниц. То есть, в общественно сознании. Популяризация Достойная Личность и является одной из теле нашего проекта.

— Или предусматриваете Вы сотрудничества с государственными учреждениями в создании пантеона? В чем и как оно может осуществляться?
Лида, Лида

Анатолий Тарас: — Безусловно. В перечень таких учреждений входят государственные архивы, музеи, библиотеки, учебные заведения, министерства (культуры, образования, информации, защиты и т.д.), средства массовой информации. А вообще мы открыты для сотрудничества со всеми.

Прежде всего, мы сами будем к ним обращаться — с просьбой о помощи в предоставлении информации и доступа к архивам, а также с предложениями, чтобы они обратили внимание на прекрасные лица из нашей истории. Вот, например, в Вильнюсе хранятся фонды Белорусского музея имени Антона Луцкевича. А самого музея нет. Почему бы нам не позаботиться о возрождении этого музея? Пусть он существует в Вильнюсе, но будет белорусским музеем. А тема «Белорусы в Вильнюсе» — неисчерпаемый. Понятно, что без государственной помощи мы этот пытаннне не решим.

Вообще мы не хотим, чтобы этот проект выглядел как наша личная монополия. Это совместная работа профессиональных историков, общественности и государственных учреждений.

— Сколько «Богов» вы планируете включить в Список и каким образом можно предлагать кандидатуры?
naivnyak

Анатолий Тарас: — Общего списках у нас пока нет, и «контрольная» цифры тоже.

Свои предложения можете высказывать и сейчас во время нашей онлайн-конференции, и позже, оставляя комментарии на ветку этого форума. Присылайте Их в редакцию Naviny.by, а они обязуются Их нам передавать.

Мы планируем регулярно информировать о своих наработках через различные СМИ. Думаем и о создании сайта для этого проекта. Будем ездить по Региону и проводить встречи с людьми. Критикуйте, подсказывайте.

— А Лукашенко Вы включите в этот Пантеон? Или живым там НЕТ места?
Марк, Новополоцк

Андрей Киштымов: — Само слово «пантеон» предполагает увековечение процессора | уже ушедших из жизни Личность.

— Вопрос Анатолий Тарасу. Анатолий Ефимович, а не кажется ли Вам, что Национальный пантеон Должно разрабатывать ученые из Институт истории при НАН? Ведь отдельные историки вроде вас не представляют Никаких академических учреждений. И вообще, как так получилось, что за годы независимости НЕ появился в Гражданской сообщество альтернативный Институт истории? И не думали ли Вы, например, такой Создать?
Виктор, Солигорск

Анатолий Тарас: — Я не думаю, что Институт истории НАН должен включать в свой научный план такую тему как отдельно. По существу, вся деятельность этого Институт должна быть направлена в том число и на обнаружения выдающихся фигур отечественной истории.

Мы не собираемся делать работу над ошибками академического институт. Мы — не экзаменаторы.

— А не окажемся мы в конфликте с другими народами, которые также претендуют на тех же исторических личностей для своего пантеона? Каким образом эти противоречия преодолевать?
Алексей, Варшава

Анатолий Тарас: — В разных лиц — разный масштаб. Есть фигуры всемирно известные, как Франциск Скорина, Адам Мицкевич, Василь Быков. А есть личности, знаменитые в масштабе только нашей страны. Понятно, что в данном вопросе речь идет о первых. Но тут не о чем спорить! Они — общая ценность. Другое дело — что отдельные лица, которые пока что известны только в нашей стране и то не всем, станут известны во всей Европе, а может и в во всем мире.

Зачем нам того же Мицкевича делить с поляками? Это — общеевропейская фигуру.

Андрей Киштымов: — И это нужно сейчас не Мицкевичу, а нам самим. Ведь через него мы тем самым присоединяемся к европейским ценностям.

— А есть ли у Господа историков, раз уж они взялись за такой проект, свой Список Исторические Личность, Достойная быть причисленными к таковым и попасть в учебники и на шильды. И где такой Список можно увидеть?
Дмитрий Иванович, Минск

Андрей Киштымов: — Мы — не первые, кто начинает эту работу. Более того, мы и сами НЕ сегодня Ее начали. Достаточно назвать книгу Владимир Орлова «Имена Свободы», двухтомник «Прославленные имена Отечества», серии книг «Наши знаменитые земляки» и «Память». И в работах каждого из нас обязательно присутствуют персоны, достойные включения в такой Пантеон.

— Идея вашего проекта мне нравится. Я бы предложило в качество механизм отбора вклад конкретное личности в историю развития или стагнации Государство. Среди первых предложу Быкова, Шушкевич, Некляева, посаженных за решетку кандидатов в президенты на прошедших выборах. Среди Второе — безусловно Лукашенко, Радькова, Петкевич, и проч «президентскую рать». Я, кстати, за сохранение памятников Ленина и прочим Убийцы. Это же было — это наша история.
Александр, Пинск

Андрей Киштымов: — Что касается включения в пантеон живых, то, как мы уже Говорили, сам термин предполагает включение в этот Список только ушедших из жизни.

Мы не собираемся объявлять войну памятник. Но считаем вполне рациональным поставить вопрос, где эти памятники Должно водорастворимой форме сегодня — и в истории Беларуси, и географически.

Анатолий Тарас и Андрей Киштымов

— В анонсе этой онлайн-конференции говорится: «Конечно, история неповторима. Нельзя дважды Форум в одну и ту же Историческая реку. Но одна из теле истории — расширение наших Знание о Возможно. Если это удалось Нашим Предко, то почему же этого Должно бояться мы? "
Семья является ячейку Общество. То, что происходит в семье, проецируется на общество в целом. Во время большой ссорах приводящей к разводу, в семье пытаются договориться и продолжить семейно жизнь. Первым условие мирного Соглашение обе сторона признают свою неправоту. Вторым Условия Соглашение является условие — забыть прошлое и никогда о нем НЕ вспоминать. И третьим условие — не повторять прошлых ошибок. Если это соблюдается, семья живете дальше счастливая. Ковыряние в прошлом — путь к конфронтации.
Интерпретацией истории, д. Нужна сторону, всегда пользуются политики, беги оправдать свои действий. Интерпретация истории Нормальная Человек не нужна, ну если только из любопытства и Общей эрудированности. В мире правит экономика, и кто с ней дружить, тот и главный. А народу мозги корнями никто уже не запудрит, не то время. Многие получили Высший образование и на мякину НЕ клюют.
НЕ лги

Андрей Киштымов: — Взгляд на историю как на цепочку постоянно «ссора» (войн, революция и Других исторических катаклизмов) весьма распространен. Как и рассмотрение истории в форме жизни «семьи с Батько и детьми». Однако каждую семью все-таки скрепляет Ее прошлое: семейный альбом, Воспоминания о хорошо, а не о плохо, В конце концов, дети, могилы предков. Все это и сохраняет семью. А если после Каждому «ссора» все начинать заново, то семью НЕ склеишь.

Конечно, политики используют историю как аргумент. Но при Оценка политиков разве мы Должно забывать прошлое? Иначе придется вновь и вновь обращаться к политическим банкротом и наступать на те же самые грабли. А политики будут говорить «забудьте обо мне вчерашнем и полюбите меня сегодняшнего». И утверждать, что наш лимит революция уже исчерпан …

Согласимся, что экономика — это суперважно. Но если Вы обратитесь в банк, то Даже там проверят Вашу кредитной историю.

— Вот пишется — гуманитарный проект, инициаторами которого стала группа Известно Белорусских историков. У нас историков — сотни, если не тысячи. Какие, например, тоже известный «историка». Так кто конкретное входит в вашу группу? И не получится ли так, что такой ответственный проект разрабатывают только так называемые свядомые историки, что сразу поставить проект под огонь критики Власти, а без Власти, как ни крути, реализовать идеи проекта на Практика Не получится … Это факт.
Эдуард, Минск

Анатолий Тарас: — Если под словом «сознательные» Вы Имеет в виду национально сознательные (национально ориентированные), то мы полагаем, что это комплимент. Мы и сами хотели бы, беги в этом проекте участвовало как можно больше людей — Хотя бы потому, что он касается всех и каждого. Поэтому и не делаем разабраць «втихаря». В этом смысле не имеет значения, кто начал первым. Ведь выдающиеся фигуры — уже в прошлом. Их надо просто открыть для всех. И тут важно, не кто это начал, а какой будет важны.

Андрей Киштымов: — Это то «золото», которая пока скрыто в недрах истории. При этому мы абсолютно уверен, что у Государства НЕТ и не может быть монополии на Историческая прошлое.

— К сожалению, школьная программа истории Беларуси совсем не рассказывает о тех временах, когда на нашей земле еще не возникло Полоцкое княжество. Не отражены то время не в искусстве, не на телевидении, а это многих интересует.
Александр, Минск

Анатолий Тарас: — Мне кажется, что в школьной программе об этом есть, хотя и мало. На телевидении делается мультипликационный сериал, который начинается как раз с доисторических времен. И еще. Наши ученые много чего открыли и написали о том периоде на землях Беларуси. Это и Михаил Чернявский, и Георгий Штыхов, и Петр Лысенко, и Валентина Вергей, и Валентина Дучиц, и Николай Кривальцевич, и многие другие.

Но тут два замечания. Во-первых, мало кто читает научные работы археологов. Во-вторых, древние времена — безымянны.

— Вот когда-то Глоба предсказывал, что Лукашенко поставят памятник (тот, Который на площади, а не надмогильный). А как считаете вы — поставят? И при каких условие такое возможно.
Елена, Минск

Анатолий Тарас: — Высказывания астрологов мы не комментируем.

— Зачем это все? Вы же как историки Понимаете, что у каждого времени и каждому эпохи свои герои и свои злодеи. Ныне живущие и так знают, кого Им славить, а кого проклинать. Наши потомки также сделают свой выбор.
Ирина, Минск

Анатолий Тарас: — Мне бы Вашу уверенность относительно того, что они это Действительно знают.

А Что касается потомков, то я за них и не намерен что-либо решать. Действительно, бывает так, что человек, весьма Популярные при жизни, Оказывается после смерти забытым. А бывает и наоборот. Но разве историки в этом виноват?

Андрей Киштымов: — Любая наука НЕ стоит на места, в том число и история. Поэтому мы и считаем, что наступивший время сверить БЕЛОРУССКИЕ Исторические времена.

— Анатолий Ефимович, что Вы думаете о так называемой братство русских и белорусов, и к чему может привести Нынешняя интеграционная политика?
Александр, Минск

Анатолий Тарас: — Политико я не комментирую. Что же касается братства, то Отвечаю встречно Вопрос: а почему речь Идет только о русских? С соседями-литовцами нас связывают как минимум 550 лет совместного пребывания в одном государстве. А поляки и Речь Посполитая? А Украина — в прошлом тоже Единая часть с нами? А выходцах из Полабья — то есть, из Нынешняя Германии (славянская Лаба — это Нынешняя немецкая Эльба)?

Иначе говорю, на этот вопрос надо смотреть шире.

Анатолий Тарас и Андрей Киштымов

— В Минск, да и по стране вообще, сотни памятников различным деятелям, к нашей стране и нашей истории имеющих очень незначительное отношение. Какова ваша позиция, как историков и как гражданам, надо ли сносить памятники, и как быть в таком-то Случай с теми, кому сносях этих памятников причинит, ну скажем так, боль?
Андреевой С.Г., Брест

Андрей Киштымов: — Мы не намерены бороться с памятниками.

Анатолий Тарас: — Второе дело, какими-то эстетическими достоинствами обладают те или иные памятники. Безупречна ли фигура увековеченного, выдержала ли эта фигура Проверка временем и что разабраць история представляет для нашего настоящего.

Андрей Киштымов: — В определенно степени, наш проект — это и предупреждением тем эффективней, кто рассчитывает на памятники.

Один из римских императоров по этому поводу хорошо Березовский на вопрос подданным почему ему НЕТ памятник в Риме: «Пусть лучше спрашивают, почему памятник нет, чем задают вопрос, чей это памятник».

На этому онлайн-конференция закончен. Благодарим за участие в ней наших гостей и читателям сайта.

http://naviny.by

24.02.2012

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: