Матрица, патернализм и семья-страна: Антропология белорусской идеологии

Продолжаем публикацию докладов, Который были изданы в Сборник «Проблемы современной белорусской идеологии» и прошли обсуждение на Междисциплинарной научно-практическая конференции, посвященной рассмотрению проблем современной Белорусской идеологии, которая Прошла 3 ноября 2012 в г. Минске. Вашему внимания представляем Председатель социолога, Алексея Пикулика.

Холодильники, самбисты и карьерные грузовики на параде 9 мая, рекомендация нации меньше есть и больше бегать, война с работорговлей и присутствием Иностранная музыки в эфире, «замызганными» француженками на рекламе Omega — и робингудовская страсть по перераспределению галстуков Brioni через магазины конфиската. Все это и многое другое свидетельствует об очевидно истеричности Белорусских Реали.

И в то время, когда Восточная Европа уверенными шагами Идет в Евросоюз, когда теоретики говорят о том, что термин «постсоветский» безнадежно устаревает, Республика Беларусь остается последней надежном Опора антиглобалистов, борцов с макдоналдизацией мира и просто маргиналов-реваншистов. Цивилизация НЕ пройдете! Капитализм ужасен! Наша отсталость послужит толчка в развитии. Viva картофельный-хоккейному Ману Чао, viva НЕ таким как все! ..

События, происходящие в Беларуси, вряд ли можно воспринимать как иррациональное стечение обстоятельства, да и Верни пришел к Власти, как Бог из машины в античной трагедии. Можно долго искать ответы на вопросы, в чем сила и причина существующего Режим: то ли в институциональной инерции и path dependency *, то ли в конфигурации и реконфигурации элит в Переходный период, то ли в слабой национальной идентичности и отсутствии Достаточно традиции государственности, то ли д. мертворожденном ребенка — капитализме без приватизации.

/ * Path dependency (англ.) — путь зависимости, в переносном смысле — участем колонии. /

Но на самом поверхности остается очевидный факт — многое в Беларуси носит печать симуляции … Демократия без демократов, когда прям участие население во Власти через Референдум делает избыточное функция репрезентативных политических институтов. Капитализм без капиталистов — система, в которую государство настолько слабо, что не может удержаться от вмешательства в работу рынков, и в Котор Либерально Доктрина становится прямой угроза, потенциальном приводящей к Создание альтернативных экономических групп. Национальная идентичность как идеологически выверенный проект, в которую, правда, больше от ксенофобии, чем национальное чувство. Наконец, Гражданская общество, выстраиваемое сверху, как государственно одобренный идеологический аппарат.

Данный текст является лишь попытка ОПИСАНИЕ идеологической ситуации в Беларуси. В стране, в которую устанавливается идеологическая монополи на Социальный науки, а именно: альтернативные социологические Институт закрываются государств, политологи загоняется в Рамки юриспруденции и истории, а количественные методы все менее и менее доступна, — антропология и этнография как сугубо качественный, порой партизанский метод, приобретают новое Значение и конкурируют разве что с психоанализом.

Во-первых, много аналогий с РБ можно найти в классических антропологических работах: авторитет вождя, символический обмен, семья вождя, Ритуальный Действие, Отношение с другими племенами.

Во-вторых, изучение белорусской идеологии (ритуализированной, институционализированной, вписанной во все СИСТЕМЫ) Напоминает Классическая затруднение антропологов: как соотнести дискурсивную позицию белого антрополога-путешественник с повседневностью второму — туземца, племя которого изучается. Парадокс лишь в том, что в Случай с белорусской идеологией исследователь становится Другим у себя дома.

Луи Альтюссер определял идеологию как репрезентацию воображаемых отношений индивидов к реально условие Их существования *. Особенность белорусской государственной идеологии состоит в том, что она является как бы проектом сверху, проектом, Который через аппарат Государства (как репрессивные, так и идеологические) транслируется благодарному население. Возникает закономерный вопрос: это ли есть Реальная белорусская идеология? Думаю, уместнее говорить об одном из идеологических дискурсов, присущем некотором слоям население, Который выдается за обще натуральных видение реальности. Дискурс, Который обрел монопольные права.

/ * Луи Альтюссер (1918-1990) — французский философ-неомарксист. /

Основна функция идеологии в Альтюссера выступает репродукция социально реальности, функция же «официального идеологического проекта» является сохранение властвующей элиты во главе страны и наделение Ее властью за счет гегемонии — подавлять, достигать консенсуса и, самое главное, реартикулировать Общие интересы. В данном коммуникационных цепочка — Почти по Ласуэллу-адресантом является элита, создающая идеологию; каналом пропаганды — все поле государственно аппаратов; наконец, адресатом выступает белорусский народ *.

/ * Гарольд Ласуэлл (1902 -) — Американский Юрист и социолог, автор теории элиты. /

Вторая очевидно особенность идеологии РБ состоит в Ее крайней персонификации. Думаю, что гениален тот, кто Впервые назвал Лукашенко «батька». Из подчас трогательного Образов борту с коррупцией и маргинального медиатор Голоса народа, из директора совхоза во Власти, раздающего податыльники комбайнерам и пьянь трактористам, Лукашенко переродился в действительного хозяина ситуации и вождя страны. Порой кажется, что знакомы с детства шкловскую реальность президент абсолютно сознательное экстраполирует на всю страну.

«Система», построенная волей одного человека, колонизирует здесь «жизненные мир» по-своему, консенсус достигается общим Единая смыслом, Который и воссоздает проект идеологии сверху. И этот порыв воистину убедителен. В семье-стране стоит баловать детей. Почему бы не подарить радость собственного детства: махания флажочком на Первомайское демонстрации в Минск, где асфальт, самолеты, где праздник всей страны. Почему бы не подарить людям красивое здание в форме алмаза ИЗ СТЕКЛА и бетона? Почему бы не сыграть в хоккей и на радость всей семье НЕ разгромить Иноземцева, беги знали: батька — самый сильный, за батьку — как за каменной стены. Почему бы не переименовать два Главное проспекта столицы в идеологемы … во-первых, беги порадовать ветеранов и возродить угасающее чувство победы, ну, а во-вторых, беги ездить на работу по Проспект Сочи, а не по проспект, Который носит имя другого, любимого нацио политика. Что, не радует? Ваши проблемы!

Считаю РБ своим огорода, «батька» Говорит за всех, заботится о нравственно состоянии народа-семьи, заставляет всех заниматься физкультуры и как авторитарный физрука организует Массовые забеги на лыжах. Заботится о том, беги представительниц прекрасного пола НЕ обижали заезжие молодцы на Мазератти (отчего эту самую Мазератти реализуют через магазины конфискованных товаров в Уручье), а девушек не «выпускает» на Дискотеки в город (рейд по модельным Агентство в рамках Борьба с торговлей людьми) . Детей нельзя отдавать на усыновление, да и на отдых отправлять проблематично: ведь увидят общество потребителей, вернутся и будут «критиковать». Очень много заботы. Очень много любви. Любви к Своей семье, огорода, наполненной некотором провинциальной патерналистской заботы: «бьет, значит, любит». Ну, это-то к своим, к родным, к Непутевая детям. А вот как быть с врагами?

А враги — все, кто не согласен, все, кто не любит. И правильно: как можно не любить собственного отца, как можно спорить с ним?

Интересно и гендерных деление, и гендерные Отношение: в авторитарной семье младших братьев (бюрократический аппарат) надо «строит», ставить на место, для Их же собственной пользу. А сестер надо любить и защищать, например, обеспечить Им 30% мест в парламенте. Цинизм идеологии — Почти по Жижеку: верим, что неправильно, верим, что плохо, но делаем, ибо другой реальности НЕТ *.

/ * Славой Жижек (1949 г.р.) — культуролог из словении, фрейдомарксист. — Прим. ред./ /

Символическая борьба с Другим сильно в Беларуси. Во-первых, Второй для батьки — это или «парень» из соседнего колхоз, пришедшие на Дискотека с бутылку и кастетом, или богатый зажиточный Сосед. Во-вторых, Второй — это неолиберальная идеология с принципами Вашингтонского консенсуса (приватизация, либерализация, стабилизация, демократизация), которая, естественно, является прямой угроза стабильности Режим в РБ.

Какой выход? Выход в тезисе Грамши о реартикуляции интересов: поместить дискурс другого в свой, переврать, затрат за общий интересы и Показать в прайм-тайм по всем телеканалов. Относительная доминирует над глобальной, колония и метрополия поменялись местами, Саид наоборот. Кучук Ханем, которая заявляет, что Флобер предвзято Ее «репрезентирует», и начинает говорить за Флобера. Гайятри Спивак была бы поражена парадоксальностью интерпретации: «может ли угнетатель (Запад) говорить, когда угнетенный (белорусский народ) попростому НЕ сможет разабраць слушать» *?

/ Антони Грамши (1891-1937) — итальянский марксист, философ и политолог;

Саид;

Кучук Ханем;

Гюстава Флобер (1821-1880) — французский писатель, автор знаменитых Романов «Мадам Бовари» (1857 г.) и «Воспитание чувства» (1869 г.);

Гайятри Спивак. /

Белорусский идеологический дискурс борется с Либерально идеологией и побеждает. Желательно с шокирующим видеорядом: CEO из транснациональных Корпорация, поедающие христианских младенчиков на завтрак; коварные планы врагов по завоеванию «хрустального сосуда», иезуитские стратегии МВФ, Всемирного банка по обнищанию Белорусского народа. Классические нарратив антиглобалистов. А в социально-экономическом плане — борьба с любым проявлением Запада: от рекламы до музыки, препоны на Пути международного Капитала, сознательное «убийство» инвестиционных рейтингов. Чтоб неповадно было инвестировать. Более того, белорусская идеология используете другого, беги «обелить» себя-компенсировать, взять реванш за счет втаптывания другого в грязь. 11 сентября 2001 года? Это спецслужбы США! Беслан? Зато у нас мирное небо над головой.

Итак, враги вне страны это: США, развитые страны, постоянно замышляющие плохое, «шпионско-благотворительные» организации, религиозные секты. Все эти вышеперечисленные компоненты включаются белорусской государственно идеологией в свое поле с изначальным отрицательно знаком. Уровень коннотации здесь заранее определен идеологией: Коммерсант приравниваются к ворам; оппозиция — к гомосексуалистам, сектантам, предателям; чиновники — к неразумным детям, которая учит и наказывает «батька» *. И все эти эффекты достигаются за счет государственной идеологии.

/ * Коннотация — Дополнительная, сопутствующее Значение Языкова единицы. — Ред./

Почти по Леви-Стросс, где Миф призван логически решать природно противоречие, белорусская идеология во многом приравнивает социально к природно *. Так, например, силы хорошо и справедливости олицетворяет один человек — президент страны. Его оппоненты, соответственны, предстают как воплощение сил зла, тьмы. Этот Уровень противопоставления Даже нельзя назвать природно или социально, он природно-Социальный. Данный Миф скрывает социально-ПРИРОДНЫЕ конфликты крайне грубо и небрежное.

/ * Клод Леви-Стросс (1908 -) — французский этнограф и социолог, автор теории первобытного мышления. /

Компенсационная идеология подразумеваемые не только компенсацию за счет включения в дискурс Других как врагов, но и Миф о покарании преступников. Так, кажется, что Преступление — это белорусский язык, бело-красно-белый флаг, наконец, и суверенитет, а покарания Преступник — это восстановление СССР. Здесь как бы присутствует желание расплаты, отыгрыша. И идеология, кажется, закрывает Данн нехватку, ощутимую дыру в реальности.

Идеологические и репрессивные аппарат Государства коррелируют друг с другом в большой степени, они связано как для идеологической легитимации репрессивных мер, так и для репрессивного воздействия на дискурс другого. Легитимный президент (так!), репрезентирующий Взгляд большинства, Имеет возможность позиционировать себя как идеологически-репрессивный «аппарат» (как институт президентства) под названием «воплощение мечты о сильно руке».

Мечта о «сильно руке» и порядку согревала душу Советского человека не один десяток лет. С одной стороне, она избавляет от ненужных споров, помогает сконцентрировать усилия на решении важнейших задач. Вместо того беги воспитывать у Граждане самостоятельность и инициатива, идеал «сильно руки» консервирует патриархально-патерналистскую политическую культуру.

Именно присутствие «сильно руки» конструирует здесь идеологический феномен восприятия гражданами президента как воплощения идеологемы. Сконцентрировав в своих руках всю полноту Власти, он избавил от необходимости принимать политические Решения, делать просвещенный выбор. Приученные к постоянно опеки со сторону Государства, белорусы легко отказываются от нежданно «свалившейся» на них свободы, а вместе с ней — и от ответственности за Ее использование.

«Идеологическое смещению» (Жижек) истинно велике: далеко не все принимают и присваивают репрезентацию Данн идеологии, более того, кажется, что большинство несогласно с окрас этой идеологии, но возможность изменить ситуация, противостоять этой идеологии практический сведена к минимум. В Альтюссера, оппозиция идеологии все равно Говорит языком идеологии, являясь Ее неотъемлемой частью, в Беларуси же идеология НЕ предусматривает места для присутствия другого дискурса как допустимого. Иначе говорю, здесь НЕТ места второй позиции, можно лишь оспаривать тезисы идеологии Ее же языком, что делает спор пустым и всегда проигрышную для оппозиции.

Государственные праздники наполнены пустоты, советский ритуал проведением шествий со спортсменами остался, но смысл утерян: ведь ни мощь отечественного спорта, ни здоровье нации, ни оптимизм НЕ репрезентируются. Ответ на вопрос, зачем тогда все это, простой: это повторение и использование языка стереотипного мифа. Именно данная демагогия и присутствует в белорусской идеологии. Ее дискурс НЕ репрезентирует, но играет в бисер, складывает в мозаику из штампов, клише и добивается узнаваемости. Легитимация Приходите по привычка, Хотя на самом деле люди чувствуют разлом Между реальностью и своим Отношение к ней. Ритуализация сильно — люди начинают действовать по инерции. Но ритуал неизменен — наоборот, он насыщается новым смыслом: 9 мая при Лукашенко становится экзистенциальным событий, которую удобно использовать для усиления ксенофобии.

Белорусская элита Жесткая субординирована, из воен президента вполне может вырваться: «Государство — это я». Гегемония достигается двумя стратегиями: люди получают неплохой (по меркам СНГ) зарплату и чувствуют стабильность Режим. С другой сторона, интересы людей формируются и артикулируются Единая центром Власти.

В Восточной Европе «вестоксикация» Общество, либерализация рынков и экономика, на определенно этапе повлекла за собой и возрождение некоторого национально-ориентированного дискурса. Интересно то, что Беларусь не эксплуатирует националистический дискурс, Который подчеркивал бы уникальность страны: замена национализма служит ксенофобичность идеологического проекта, сплачивающего нацио д. борьба с общим злом.

Таким образом, Беларусь является интереснейшим социально Эксперимент: султанизм-авторитаризм с окрас ксенофобии и нетерпимости, с сильно централизованной властью и симуляцией нормально государственно процессов.

Все же это не африканский тип диктатуры, Лукашенко ищет легитимации как ВНУТРИ страны, так и на международно Арена, сохраняется также некотором видимость авторитета институтов (иначе зачем тогда менять конституцию?). И хоть в стране закрываются Университет и газеты, подавляется любая инициатива по мобилизации гражданам, хоть Беларусь и превратилась в пугало и перверсией для всего мало-мальски цивилизованного сообщества, Государственная идеология в РБ является Какие изобретений, ярким и запоминающимся Примера того, как идеологический аппарат можно использовать для трансляции воли и харизмы одного человека. Архитектор матрицы?

Впервые этот текст был напечатан в журнале Топос, номер № 1 (10) за 2005 год.

Другие Председатель по конференции:

Религия — идеология — программа

В поисках идеологии, способном сплотить расколотое общество

Беларусь — не проект! Нечаянный Успех и неоконченная история синтетического национализма.

К Вопросы формирования государственной идеологии и национального Государства

Беларусь должна быть и должна быть всегда!

Белорусский «большое Пространство» как лекарство от комплекса Жертвы

Белорусский нация на пересечении проектов: проблемы, смыслы и перспективы

Белорусский идея — наш спасательный круг!

Эхо романтической идеологии в современных общественно-политических процессах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: