«Как баба ни кружилась, дед убил ей гол»

Нынешние БЕЛОРУССКИЕ девица на выданье только и думают, как бы улизнуть за границу с каким-нибудь пожилым, многомудрым, финансово стабильным иностранцем на спорткаре. То ли дело в старина, когда девушек отдавали В основном за своих и, как Правило, за «Ровно» — а брак с чужеземцем в фольклор и вовсе приравнивался к смерти невесты! Впрочем, толк в удовольствию наши пращуры знали и тогда.

Об особенностях национального бракосочетания в Старина Корреспондент «БелГазеты» Наталья Провалинская рассказала фольклорист, доктор филологических наук, составитель книги о белорусском эротическом фольклора Татьяна Володина.

— Как выходили замуж в Беларуси д. Старина? Это мало напоминало Современное бракосочетание?

— Брак в белорусской Деревня в XIX — начале XX в. был вовсе не личная делом, как у нас сейчас: захотел — женился. Там это дело контролировалось социумом: абсолютно каждый жителей деревни должен был имет семью, «очеловечиться», т.е. жениться, стать нормально, полноценным человеком (а иначе ты всего-навсего полчеловека). Это сейчас бобыли кругом, Даже 40-летние, «черт ix НЕ ажэнiць», ходят и спиваются, а раньше, если парень НЕ женился, наказание было суровым. Во время Масленицы ему вешали на шею Колодко, и он должен был откупаться — кормить целую толпа женщин.

Ребенка с самого детства готовили к тому, что рано или поздно он должен вступить в брак. В XIX в. пары создавались не столько самими молодыми людьми, сколько Их родителями. Сваты приходили: «Есть ли у вас телочка на продажу?» — И сватали. Народная традиция настолько богатым метафорически, что девушке даже не нужно было говорить «да» или «нет»: например, если она выносила сватам Тикве, это был знак 100%-ного вы ж.

Вообще-то, Белорусская свадьбу исследователи называют опера — это действую из нескольких актов. Нередко молодые даже не были знакомы между собою. Но Принцип равенства в составлении пар соблюдался всегда — «дай, Боже, за ровнiцу». «За ровнiцу» — в возрастном, имущественном, конфессиональном, этнической плане — например, просто так пойти за еврея было очень нежелательно.

— Получается, нельзя было выйти замуж, например, за какого-нибудь залетного иноземца, Даже если он был Богат и человек хороший?

— Белорусы в таком-то Случай отдавали своего ребенка крайне неохотно. Даже брак с богатым, но чужим и намного старше не мог состояться. Это сейчас наши девушки хотят выйти замуж за богатого американца или турок, а в традиционном понимании это было все равно что отправить Дитя на тот свет. Такие браки в фольклор приравнивались Даже к смерти молодой.

— Почему в Старина белорусы НЕ имели обыкновения обниматься и целоваться при посторонних, Даже на собственной свадьбе?

— То, что мы наблюдаем сейчас в общественно транспорта и на улице, д. Деревня было не-воз-мож-но! Даже Между женихом и невеста Отношение оставались максимально целомудренными до брачной ночи. Объятия и поцелуи — это за семью замками.

При этому существовал ряд игр во время ритуалов и праздников, что-то вроде нашей «бутылочки» или «подушечки»: «кого люблю — того поцелую, подушечку пуховой поэтому подарю». Эти игры имели большое Значение: молодежь училась, как себя вести с противоположным полом. Не было ведь такого, как сейчас, когда дети смотрят кино или сидят в интернете. Такие игры были первой школой. В любому Случай к брака молодежь приходила, сохранив девственность. Причем как девушка, так и молодой человек.

— Даже молодой человек?!

— Считается, что требовать девственности от парня — это особенность белорусской традиции. Например, не только девушку, но и парня садили на дежу (это бочка, где замешивают хлеб). Сесто на нее имел право только девственник. Обманешь — на протяжении долгого времени НЕ будет урожая хлеба, будут умирать животные и Даже дети. Естественно, молодые боялись этого. Даже позор и сворачивание свадьбы были не так страшен, как 7 лет без урожая.

— Почему кары для девушек, которые не сберегли девственность, были очень суровыми?

— Считалось, что девичья чистоты обеспечивает Чистое жизнь для всей родни. В приговорах свадебных говорят: «Батюшка, я не чистая». Потеряю девственности приравнивалась к запятнанности, грязи, и эта грязь влияла на родных, деток, урожайность земли. Здесь не только моральный аспект, но и аграрно-магический смысл.

— Но ведь вывешивать ночнушку в окне после брачной ночи — это какое-то варварство …

— Обычай существовал большей частью на Полесье, вывешивали в качества своего рода флага. Вообще-то, был целый ряд обычаев позорить такую девушку, «несчастная». Собиратели XIX в. видели варварство еще почище, когда на эту девушку, а чаще — на ее мать надевали Хомутов, как на лошадь, и гоняли по Деревня. Это такое позорище! Из более мягких вариантов — матери подносили кружку с Дирк, заткнув Ее пальцем, или пробитый блин.

Сейчас мы это описываем, как пережиток невероятного прошлого, будто это было тысячу лет назад, Между тем эффективней это еще довоенная практика.

— Обычаи, связанные с рождения детей, тоже были полный эротического подтекста?

— У мальчика и девочки с самого Их рождения формировалась Их будущем сексуальность. Мальчику пуповину отрезали на три пальчика, беги все разабраць органы были в порядку, девочке — на два пальца. Девочку принимали д. мужски штаны, а парня — в Мамина подол, беги разабраць девочки любили. Девочке пупок мазали медом, беги сладкая была.

Очень большое Значение имел первое купание. Девочку купали в тепло воде, Говорили: если льешь холодную воду, девочка будет совсем холодной, если же горячей — слишком страстного. Еще хуже, если вода сначала холодная, а потом раз — и долили горячей: тогда женщина станет горячей под старостой.

— Как мужская и женская сексуальность обыгрывалась в сельхозработы, беги повысить урожайность?

— Сама идея символического подобия взаимоотношений полов и обработки почве — очень древняя. Пахота и дождь в архаичном понимании воспринимались как оплодотворение земли. Есть такая классная загадка: «Ехал плуг на черный луг, за ним пара слуг; туда ехал весело, а оттуда — голову повесив».

В архаичных культурах зафиксированы случаи, когда половую акт происходил прямо в поле, беги повлиять на урожайность. В Беларуси этого не было, но хозяин мог сеять что-то без брючные, только в Длинная рубашка (беги НЕ Светит ничем, но тем эффективней не уменьшается). Это имитационная магия, когда подобное вызывает подобное. До сих пор в наших Деревня можно встретить обычай, когда садить огурцы нужно мужчине, причем без брючные, приговаривая «расти, агурочкi, как мужские х … чкi».

— А у женщин какие были обязанности?

— Беременных женщина как предметное воплощение плодовитости активных включалась в магические действий. Когда Корова долго НЕ могла покрыться, беременных женщина Должно было покормить Ее со своего фартуках. Бесплодные женщины старались посидеть на ее месть или взять себе Ее фартук, пояс.

— Для чего существовало воздержание Накануне каких-то важных событий?

— Сексуальная жизнь, по традиции, строго регламентировалась. Накануне больших праздников это категорически запрещалось — считалось, что зачатые в это время дети рождаются или калеками, или злодеями. Запрещалось это и перед любым делом, наделенным сакральным смыслом, — выпечка хлеба, охота, посевной, первым выгоном Скотина …

Есть шикарная этнографическая запись про Белоруска, которая признается, что она абсолютно ненормально по Отношение к мужчинам, сменила Их большое количество, разбивала семьи … А почему так получилось? Потому что в первый раз она имел контакт с парнем в Пасхальную ночь. Оно Говорит: «Люди Христа славили, в церкви стояли на Всенощную, а я целка лома». Она сама считает, что это страшный Грехем и что он повлиял на всю Ее жизнь.

— Белорусский эротический фольклор отличался от фольклора российской глубинки?

— Для традиционного Белорусского эротического фольклора XIX-XX вв. характерным сквозная метафоричность, минимум прям наименований, образная насыщенность. Женские и мужски половые органы подаются в очень разработанной образной символической форме: например, если говорить о животных символике, то для женщин это ряд мелких пушистых зверьков (бобер, выдра). «Кум кумушка разувать, под падолiк заглядывал, ой ты, кумушка, что за зверь, я боюсь, чтобы не съел!» Для мужчин это волк, собака, заяц и козел, как ни грубо это звучит, из птицы — Петух. Если брать предметы, то «женские» — это предметы округлую формы, со щелями, «мужски» — продолговатые. Вообще-то, Белорусские эротические произведения полный мягкого юмора. Вспомню парочку: «Ой, бабка моя, у тебя корытца, у меня есть поросенок, дай ему париться!" Смешно же! Из современной: «Дед с бабой на печь играли в футбол, как баба ни кружилась, дед убил ей гол». Здесь НЕТ вульгарной прямоты или грубости, все максимально мягко, красиво и смешно.

Эротический фольклор, в отличие от нашего времени, когда он штампуется в интернете, исполняли в строго означенную время в строго означенную город. Как Правило, это было столах взрослому людей.

— От исконно Белорусских качества — стыдливости, целомудрия — после сексуальной революции и падения железного занавес НЕ осталось и следа?

— Думаю, что они сохранились. Во всякое Случай, Даже сегодня существует разница Между городом и Деревня. На уровням если не идеала, то Стереотип целомудрие и скромность входят в желательный набор. Излишняя инициативность для девушки НЕ поощряется Даже сегодня, когда она необходимое. Ведь произошел очень резкий слом Стереотип маскулинности: наши парни потеряли обязательно для них некогда настойчивость в создании пары. Сейчас выгоднее имет 20 подружек, чем одну жену.

Справка «БелГазеты». Татьяна Володина родилась в 1968г. на Лепельщине. Закончи филологический факультет БГУ, с тех пор работает в Академии наук. Фольклорист, доктор филологических наук.

11.06.2012, Наталья Провалинская

http://www.belgazeta.by

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: