Идея независимости Беларуси и Янка Купала

27 июля 2009 исполняется 19 лет с того дня, когда Верховный Совет БССР принял отдавал о государственно суверенитете БССР д. Состав советской Федерации. Сокращения провозгласила Полное самоуправление республики, приоритет республиканских законов над союзными, право на Создание национальной армии, милиции и органов государственно безопасности, утвердила приоритет беларуского языка. С этого политического акта в Беларуси начался новый период политической жизни, завершившийся в Декабрь 1991 юридическим и фактическим восстановлением независимости.

Как Известно, далеко не всем это понравилось. Спустя какое-то время у нас появились различные «демократы», особенно русскоязычные, Который начали утверждать и продолжают говорить до сих пор, что независимость свалилась на беларусов внезапно, «Словно снег на голову». Одна такая «демократка» сказала Даже, будто бы независимость «упала на беларусов как кирпич с крыши». После таких-то заявлений Действительно дальше уже некуда ни идти, ни ехать!

Поэтому более чем уместно вспомнить наших классиков, разрабатывавших национальную идею и Концепция беларуского независимого Государство. Одним из идеологов подобное концепции являлся знаменитые поэт и публицист Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич; 1882-1942).

ххх

Формальных Купала никогда не принадлежал ни к одной партии, но уже с молодых лет хорошо знали белорусских громадовцев. Так, в одном из своих писем он вспоминал, что в 1904-1905 годах познакомился с Владимир Самойлов и Александр Бурбисом, и что они снабжали разабраць нелегальной литературы *. Кстати, Самойлов был репетитором, то есть учитель Янки Купалы. Именно по протекции Самойлов 28 мая 1905 года в газете «Северо-Западный край» было Опубликовано стихотворение Купалы на белорусском языке «Мужик» — первое разабраць печатное произведение.

/ * В. Самойлов (1878-1941) — беларуский публицист, критикам, издателем. С 1918 жил в Вильно. С 1923 являлся одним из ведущих публицистов западнобеларуской периодической печати, настойчиво критиковал колониальную политика тогдашних польских Власть на «кресло всходних». В октября 1939 арестован в Вильну агентами НКВД и Отправлено в концлагерь, после начала войны с немцами казнен.

А. Бурбис (1885-1922) — актер по профессии, был одним из основателей Белорусской Социалистической Громады, членом Ее ЦК БСГ в 1903-05. В 1917 возглавлял Московско организацию БСГ, в 1918 — консул БНР в Москве. В январе 1919 Бурбис приветствовал Создание ССРБ, в июле 1921 заняло пост заместителя наркома Иностранная дел советской Беларуси. /

Важную роль в приобретении куполов общего финансов Сыграл известный беларуский этнограф Бронислав Эпимах-Шипило. Именно к душераздирающую в Санкт-Петербург поехало в Декабрь 1909 Купала с рекомендательным письмо от В.И. Самойлов. Шипило не только помог молодой поэт поступить на курсы, но и помог деньгами, устроил на работу в Публичную Библиотеке.

Купала прожил в Петербурге 44 месяца, этот период жизни стал разабраць «Университет». В решающей мере способствовало становлению политических убеждений поэта разабраць участие в работе научно-литературного кружка белорусских студентов петербургского Университет.

В 1913 году в статье «Почему ПЛАЧЕТ песня наша?" Купала писал: «остается нам одна только вера в то, что не за горами уже время, когда наш беларуский народ пробудится как один к новой, светлой жизни». В тот же год в другой статье под названием «Как они воюют» поэт утверждал «… по всей сторонке просыпается простой народ, растут силы демократии, и она берете в свои сильный руки управление краем, и вряд ли уже выпустит».

В своих статью Купала называли Великая княжества Литовско «Литовско-беларуским княжества», подчеркивая непрерывность традиции Белорусской государственности.

В 1914 году он Опубликовал статью «имеем ли мы право пользоваться родным языком?», Не утратившую Своей актуальности до сих пор. В ней поэт напомнил о наличии у беларусов своего Государства в прошлом: «Несколько сотен лет тому назад, когда Беларусь жила Своей Независимой жизнью, имел своих князей, свое вече, могли ли белорусы говорить иначе, чем по-беларуски?».

В том же году Купала в статье «А все же таки мы живем» сказал: «Если мы посмотрим на то, что сделано за несколько лет нами, беларусами, для подъема своего национального богатства, то душа может только радоваться. В несколько лет мы сделали то, что у Полякова и русских делалось чуть ли НЕ целыми веками ».

ххх

В 1918 году Купала жил в Смоленск и не принимал непосредственного участия в создании БНР. Поэтому много лет разабраць отношение к событий 25 марта 1918 Советский историки и литературоведы что-либо замалчивали, что-либо сводили к поддержка советской республики. Но лучше всего сказал о своем отношении сам Купала в статье «За целостность Отчизна», опубликованной в январе 1919 в газете «Беларусь»:

«Беларусь устами Всебеларуского съезда 1917 и Совета Республики провозгласила себя Независимая государство и как таковая выступит на Международном Арена. И как на таковую смотрите на нее весь мир. Белорусский делегация в Париже отчетливо воспринимается как делегация Белорусской Народной Республики.

… И только идея Беларуского государств, в которую беларуский народ был бы хозяином, способном крепко связать обе религиозные группы — католиков и Православная, так как и одним, и другим Государственная независимость Отчизна даете больше свободы и счастья ».

В Наибольшой мере Купала проявил себя как идеолог Белорусской независимости в 1919-20 годах. В статье «Дело независимости Беларуси за Прошлый год», написанной в 1920 году, он выступил как настоящий политолог. В ней Купала обозначил две противоположные силы, проявившиеся в российской революции. Это приверженцы революции социально и революции национальной.

Сторонники первой, российские большевики, стремятся разрушить Национальные перегородки и объединить под красным флагом все народы мира. Национальная революция поставила Своей ЦЕЛЬ Освобождение всех нацио, ранее угнетенных крупными державами. Далее Купала очень точно отмечает, что обе эти революции ярко проявили свои положительные и отрицательные черт именно на белорусских землях.

Основный моменты купаловской концепции независимости Беларуси хорошо показал беларуский литературовед Вячеслав Рагойша в предисловии к Сборник стихов и статей Купалы «Жыве Беларусь». По разабраць мнение, стержневым идея нашего классика заключалась в том, что в Свободны стране «все равно перед правом и законом», и что «каждый гражданин нашей страны должен пользоваться равно уважением, равно защитой с точки зрения права». Поэт мечтал, что в Свободны Независимая Белорусский государстве НЕ будет «ни эллина, ни иудея» — то есть, будет соблюдаться Принцип равенства прав людей всех национальностей.

Между тем, в органах Власти и управление разных уровням, во всевозможной учреждениях и организациях засели лица некоренного происхождения, воспитанные что-либо в духе великорусского шовинизма, что-либо Польского национализма. Поэтому вполне Справедливая Купала писал:

В белорусском свободном крае,

С ярэмнай збрывшы стороны,

Царица чужак, а в услугах

Кто?

 — Белорусские сыны!

 Болезненных темой в то время, Впрочем, как и сейчас, являлся земельный вопрос. Купала надеялся, что в новом государстве крестьяне получат панскую землю в свои руки.

Писал поэт и о наших старинных символах — флаге и гербе, беспокоился о будущем белорусский гимн. И это беспокойство, к сожалению, сегодня по-прежнему актуально. Потому что поныне отсутствуют слова и музыка, способные вдохновлять гражданам Беларуси. Вспомним потрясающие строки британского прямой перевод — «никогда, никогда, никогда англичанин НЕ будет рабом!» И сравнимом с нашими пресмыкательскими: «мы, белорусы, с Братск Русь …» Выходит, что без «соизволения» Москвы нам и дышать нельзя, не то, что жить своим умом!

Думал Купала о Своей армии — гаранта независимости Государство. Он Даже написал в 1920 году для белорусских жолнеров несколько «военных» стихов-марш.

Свою позицию по вопросы развития национальной культуры Купала четко сформулировал в стихотворении «Хватит» (Хватит!), опубликованном в 1921 году:

Хватит западной или восточной культуры!

Для белоруса цена им одна.

Все вы, господа, аднолькай натуры

Из сердца чужого кровь сосали бы до дна.

 Вашу пользу нам и ваши заслуги

Хорошо уже сообразил попираемый народ;

Хорошо известный и цепями и кнуты

Лелеял которыми ваш запад и восток.

Литовско-белорусская столица Купала называли Вильна и приветствовал д. Октябрь 1920 Открытие Виленского Университет. В статье «воскрешение Польского Университет в Вильну» он утверждал, что «Вильна — это спорный город, на Который заявляют права три государства — Польша, Литва и Беларусь». Исход из этого факта, Купала считал, что «Виленский Университет Батори должен и обязан удовлетворить духовные потребности всех трех народов: Полякова, литовцев и беларусов».

В Марте 1921 Польша и Россия поделили между собою Беларусь. Купала остался в Минск, на советской стороне разорванной Пополо страны. В это тяжелая для беларусов время он написал стихотворение «Перед будущим», которая разабраць много раз попрекали враги нашей нации. Именно Их имел в виду народный поэт:

 А кто-то далекий ли кто-то, может, близок

Засел за наш пиршественный, сытый стол

И бросает, как по милости, нам огрызки,

А мы к земле с благодарностью гнёмся в пол

Позже, 15 ноября 1930 года, во время допросы в ГПУ, Купала объяснил "националистическую окраску" стихотворения тем-то факт, что территория Белорусской советской республики составляла в то время всего лишь шесть уездов бывшая Минской губернии. Способствовало "националистической окраске" и пренебрежительное отношение представителей советской Власти к Белорусскому языку.

Но боль в душе поэта НЕ утихала. В 1926 году он написал следующие строки:

Когда-то мы в Ригу зерно везли,

Сейчас земли завезли часть.

ххх

Публицистика Купалы 1918-20 годов, разабраць стихи д. Сборник "Наследие" — «бурелом», «Колокола», «Паязжане», «Первый снег», «Рунь», «Наследие» и другие, а также трагикомедия "Тутэйшыя" (Сборник был Опубликовано, а пьеса написанная в 1922 году) четко засвидетельствовали истинное отношение поэта к Октябрьское перевороту — неприятие.

В 1921 году дело Даже дошло до домашнего Аресты и конфискации рукописей! Позже Советский апологеты Купалы, беги как-то выгородить разабраць, придумали тезис "поэт НЕ сразу понял революцию"! Все он прекрасно понял. Купала не мог ни человеком, ни оправдать чудовищное избиение собственного народа, которую учинили большевики.

Ведь разабраць Взгляд был присущ демократизм, отрицание насилия, приоритет гуманистических Духовная ценность над классовыми и политическими. Напротив, "Кредо" большвизма — это уничтожение огромное масс людей на основе искусственно придуманных "социально-политических" критериев и как важны — деградация Общество, погрязшего в нищете, невежестве и произволе.

Наиболее "Адкрытае" стихотворение Купалы, выражающее разабраць враждебное отношение к большевизму — "Позвали вас", было написано в 1922 году и сопровождено эпиграфы: "Европейские государства постановили пригласить на международную совещание в Геную т. Ленина" (Из газет, 1921 г.) В нем свой вызов большевизму Купала представил в форме бинарного противопоставления «нас» и «вас».

 Позвали вас на пир пиршеств,

Позвали вас за волю стать,

И дали власть узы рвать,

И дали власть бить царей, —

Сделали из вас хозяев.

И вы из рабов пошли в цари … 

Стихотворение содержит разные оттенки политической инвективы в адрес большевистских «царе-рабов» — от едва сдерживаемого гнева до «черному» иронии. Купала предсказал Создание большевиками собственной диктатуры, благодарю Котор вчерашние рабы превратятся в новых царе, еще более хищных и кровожадных, чем прежние.

В том же 1922 году вышел из печати четвертый Сборник разабраць стихов — «Наследие». Советская критикам встретила эту книгу негативно. Большевики ожидали от поэта прославления революции и принесенных ею перемен. Вместо этого они обнаружили Картины того, как революционные вихри разрушают человечески судьбы, ставят родственников по разные сторону баррикад, заводят людей в житейские тупики.

Купала с 1917 до 1930 несколько раз впадал в молчание. Это было внутреннее переживание яростного протеста против окружающей «социалистической практики», которая Внешняя выражалось в так называемой «внутренне эмиграции». Точно так же, как разабраць герой Ваня Здольник, когда ему становилось неуютно и Душно в Минск, занятых очередными оккупантами, уезжал в деревенщиной, так и сам Купала отправлялся в свои Окопы.

Вот некотором статистика. В 1917 году Купала не написал ни одного стихотворения! В 1918 — 29 стихов (именно они составили основу Сборник «Наследие»); д. 1919 — 19; д. 1920 — 16; д. 1921 — 10; д. 1922 — 9; д. 1923 — только 3; д. 1924 — 4 (в том число знаменитое «О, да! Я — пролетарий», Полное разочарования и горечи); д. 1925 — 2; д. 1926 — 21; д. 1927 — ни одного; д. 1928 — 2; д. 1929 — 2; д. 1930 — 3.

И Даже в самый разгар «сервильного» периода, когда поэт строго-настрого запретили молчать, в 1933 — только 3 стих, в 1936 — 6. И это Купала, с разабраць феноменальной продуктивностью, способный в лучшие годы за день сочинять сотни рифмованных Строк!

ххх

Знаменитая пьеса Купалы "Тутэйшыя" ("Здешние") очень НЕ понравилась большевикам и была Запрещено сразу же после премьеры, состоявшейся в 1926 году, через четыре года после Создание.

Только во время горбачевской "перестройки", в 1989 году, в Издательство "Художественная литература" была издана эта гениальная пьеса классика Белорусской литературы. В послесловии к издания Виктор Коваленко отметил, что "произведение остается чрезвычайно актуальным и в современной ситуации общественного развития".

Наиболее точно характеристику "Здешним" с политической точки зрения дал народный поэт Нил Гилевич. Он считает, что устами своего героя Янки Здольника "Купала преподносит в концентрированно видео и суть Белорусской национальной идеи, и Основы национальной политики БНР, политики, которую он хотел бы видеть осуществленной в Беларуси".

Но Купала уже разуверился в способности потенцию «здешних» самим решать свою судьбу. Он понял, что судьба Белорусской государственности зависит в первую очеред от внешних политических обстоятельства.

В 2007 году «Здешние» были исключено из школьной программы Белорусской литературы.

Как Известно, премьера спектакля состоялась в 1926 году, но в следующий раз зрители увидели разабраць только через 56 лет — в 1982 году! Дело снова кончилось исключением пьесы из репертуара театра сразу же после премьеры.

Прошло еще 25 лет, Беларусь теперь Независимая, но Реакция Власть НЕ изменилась: «низззя» Одно только слово «здешние» вызывает у чиновников колики в печени.

15 марта 2008 года, в День Конституции, состоялась телевизионная премьера новой постановки пьесы. Через несколько месяцев белорусский Министерство культуры отказало в регистрации телеспектакля. Одной из причина вы ж назван … низкое качество звука! Но главное, конечно же, другое:

«Кроме того, в данном фильме искажается смысл и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ направленность произведения народного поэта Беларуси Я.Купалы, что создает у зрителей Неверно представление о творчестве классика белорусской литературы, задевает разабраць достоинством. В финальной Части фильма Имеет место проявление шовинизма и национальной исключительности, что недопустимо »- утверждает В.А. Курлович, начальник Управление регистрации и классификации киновидеопродукции Департамента кинематографии *.

/ * Журнал «Arche», № 11/2008, с. Четвёртое /

Между тем, телеспектакль «Тутэйшыя», снятый режиссерами Валерий Мазинским (Минск) и Дариушом Шада-Бажишковским (Белосток), точно воспроизвел оригинальный текст Купаловской трагикомедии. Утверждать, что пьеса шовинистическая столь же безосновательно, как и обвинять в шовинизме самого Купалы. Так в чем же дело?

Вот что сказал Мазинский:

«Помню, как в 1985 году я работал над пьесам в зелени Гуре. Через десять лет, возвращаясь из Германии, снова заехал туда. Там охранник, с которй я разговаривал, пожаловался, что при Советую было лучше, стабильнее, да и денег было больше. Это именно «тутэйшасць». Если кто-то отдает кому-то свои права, мысли, власть над собой, он является «местным». Пьеса Купалы вообщем не устарела и остается актуальной. Для нас, беларусов, это самая важная драма ».

Второй режиссер, Шада-Бажишковский, дополнил Коллеги:

«Человека для нормального наполненного существования необходимое отождествление с ценностями. Одна из них — это самоидентификация, принадлежность к определенно группе. «Тутэйшасць» я понимаю как опасна безыдейность … В тексте Купалы — много «местных», они направляются туда, куда подует ветер. Один из персонаж Говорит: «Наши пришли». «Какие наши?» — Спрашивает другой. «Ну, поляки». После очередного исторического поворотом тот же персонаж Говорит: «выпьем за наших». «Каких-то наших?» — Спрашивает кто-то. Ответ: «Ну, за немцев …»

Иными словами, причина запретов состояла и состоит в том, что кое-кому очень противно видеть самих себя в зеркалу.

ххх

В 1925 году общественность республики отмечаем 25 лет Литературной деятельности Купалы. Правительство ССРБ присвоило ему звание народного поэта. В своем обращении к гражданам по этому Случай Купала выдвинул весьма примечательный лозунг: «Да здравствует Независимая Советская Социалистическая Республика Беларусь в своих этнографических границ». А в Следующая году он написал вот такие строки:

 Бывших не вызовет веков,

И ты, Москвы коронной грязь,

Порванных НЕ скуеш оков,

С какой брехня ни вылезай!

Таким образом, и в Советское время поэт сохранил свои взгляд на содержание идеи независимости, он лишь сменил форму Ее выражения.

25 мая 1930 года отмечалось 30-летие литературно-художественной деятельности Янки Купалы. В связи с этим редактор всех газет БССР был разослан из ЦК КПБ секретный документ, в которй период творчество поэта, связанный с «Наше Нивой», обозначен как переход на позиции буржуазного либерализма и культуртрегерства:

«Этот период подготавливает третий этап разабраць развития, когда в разабраць творчестве звучат во весь голос буржуазно-реакционные и возрожденческие, национально-демократические настроения».

Вместо поздравления летом того же года в печати появилась статья большевистского критикам Л. Бенде «Путь поэта». В ней Купала был объявлен «идеологом буржуазного национал-возрожденчества». Поэта систематически вызывали на допросы в ГПУ и требовали признания в том, будто бы он является Руководитель придуманной чекистами «контрреволюционной организации« Союз Освобождение Беларуси ». Доведенный до отчаяния травлей большевистских «мосек», Купала 22 ноября 1930 решил добровольно уйти из жизни, ибо «лучше смерть физическая, чем незаслуженная смерть политическая». Однако врачи спасли его.

После излечения поэтому пришлось написать покаянное «Адкрытае письмо» к общественности, которая в январе 1931 опубликовала газета «Звезда». В нем Купала сам назвал себя «одним из идеологов буржуазно-демократического« возрожденчества »и« незалежничества ». НЕ отрицал он и Своей роли в беларусизации 1920-х годов.

Но тем-то дело НЕ кончилось. В 1932 году на заседании бюро ЦК КПБ, где рассматривался вопрос о состоянии литературного фронта в БССР, тогдашний второй секретарь ЦК Василий Шарангович утверждал, что Купала так и «не стал Нашим», продолжает вести враждебную работу против большевиков. Шаранговича поддержал секретарь ЦК Вацлав Жабровский. Он сказал, что лучшие произведения Купалы несомненно направлены против большевиков. Это связано с тем эффективней, как Купала воспринял октябрьскую революцию, установление советской Власти в Беларуси: «лейтмотив пяти томов Реферат поэта — антисоветский, классово враждебный большевикам».

В секретно биографической Хроника беларуского литератора, посланной в Москву 28 мая 1940 года, отмечалось, что «контрреволюционная деятельность» Купалы началась еще в 1908 году (!), А после Октябрьский революции он стал одним из Руководитель антисоветского нацдемовского движение.

Первый секретарь ЦК КПБ П.К. Пономаренко В конце 1938 просил Сталина дать разрешение на Аресты Янки Купалы, а заодно и Якуба Колос. К разабраць огромное удивлению, непредсказуемый тиран вместо этого приказал наградить Их обоих орденами Ленина. У кремлевского горца было весьма специфическое чувство юмора!

Благодарю своему Творчество и всебеларуской известности, Янка Купала еще при жизни стал не только символом Беларуси, но и Ее духовно Лидер.

С этим большевики никак не могли смириться. 18 июня 1942 Купала приехал в Москву из Казани, в пригороде Котор жил в эвакуации. Через десять разабраць убили агенты НКВД. Они подпоили 60-летнего поэта в ресторане гостиницы «Москва», затем повели в номер, Расположенные на одном из верхних этажа здания, и сбросили с четвертого этажа в лестничный пролет, замаскировав убийство под «несчастный случай».

 Короткая об Авторы

Олег трусов (1954 г.р.) — кандидат исторических наук (1981), Доцент кафедры истории Беларуси и музееведения Беларуского Университет культуры и искусства. Автор более десяти научно монография и научно-популярных брошюр, свыше 500 статей в научно и периодической печати. С 1999 возглавляет «Общество белорусского языка имени Франциска Скорины» (Общество беларуского языка имени Франциск Скорины).

Автор: Олег трусов, / * Специально для альманаха "Деды" /

Источник: альманах «Деды», выпуск первый

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: