Государственная символика Беларуси (История и современность)

Через 18 лет после провозглашения независимости Беларуси, наше общество по-прежнему остается разделенным на две Части. Они различаются языком общения и содержание Историческая процессора |, самосознанием (Хотя обе называют себя беларусами, вкладывают в это понятие совсем Разный смысл), отношение к соседним странам (друзья или враги), взглядами на Перспектива развития страны …

Трудно назвать Хотя бы один нациообразующий параметр, кроме общего места жительства, объединяющий эти две группы.

Эти "два Беларуси" имеют также разные СИСТЕМЫ государственно символов, абсолютно НЕ схожих между собою: с одной стороне — рыцарский герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг, с другой — гербоподобный знак Советского типа, и красно-зеленый флаг с полоску национального орнамента *.

/ * Аналогично выглядит флаг далеко африканской республики Мадагаскар. Только он без орнамента. — Прим. ред./

Герб "Погоня" (всадник серебристого цвета с мечом в красном поле щита) достался Беларуси в "наследство" от Великого княжества Литовского, страны, в которую наши предки жили около 550 лет, с середина XIII Почти до конца XVIII века. Именно в ВКЛ сформировалось то этнической сообщество, за которую в ХИХ веке закрепилось название "белорусы" **.

/ ** Действительный член Российской императорской академии наук Ефим Карский еще в 1904 году заявил в первом томе Своей фундаментальной монографии «Белорусы», что белорусский нацио В основном сформировалась в XIII-XIV веках. — Прим. ред./

Вместе с бело-красно-белым флагом герб "Погоня" был человеком д. качества государственного символа Белорусской Народной Республики — первого Государства, появившегося на нашей земле после распада Российской империи. По сей день Им пользуется Правительство БНР в изгнании, покинувшее страну в начале 1919 года, Вскоре после начала вторжения войск РСФСР. Эти же символы были первыми государственными д. Независимой Республике Беларусь в 1991-1995 гг.

Что касается второй СИСТЕМЫ символов, то она полностью связана с Советской Социалистической Республика Белоруссия (ССРБ, с 1929 — БССР), марионеточным псевдогосударством, дважды созданное большевиками — в январе 1919 и в июле 1920 года. Ее "герб" (образца 1927) и флаг (образца 1951 г.), с небольшими изменениями, снова мат. операция государственными символами в 1995 году, после прихода к Власти А.Г. Лукашенко.

Философ утверждают, что структура любого символа «направлена на то, беги дать через Каждому Частная явление ЦЕЛЬНЫЙ образ мира» *. В железном соответствии с этой формулой позитивное или негативное отношеие к той или иой символике является Главное индикатором Мировоззрение, Главная Тест на принадлежность личности к Число «Граждане» Беларуси Европейская или же «подданным» Беларуси советской.

/ * Философский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 581

Достаточно трех небольших Цитата из высказывания на тему символики представителей противоположных сторону, беги убедиться в верности приведенных тезисов.

Вот заявление так называемого «национального собрание» первого созыва — представительного органа Нынешняя Власти, персонально назначенных Лукашенко после разгона в 1996 году законно избранного парламента страны:

«В 1995 и 1996 годах народ Беларуси ясно и недвусмысленно высказался по жизненно важным Вопросы дальнейшего развития нашего Государства и общество. Была отклонена прежняя антинациональная символика и утверждена «новая-старая», то есть прежняя, с которй большинство гражданам Беларуси связывает свою жизнь и историю Родины в довоенные и послевоенные годы, когда Беларусь была цветущей республика, одной из 15 братских д. Состав могучей страны Союза ССР ». **

/ ** «Звязда», 12 сентября двухтысячного

А вот «ответ» Им народного поэта Беларуси Григорий Бородулин:

 Видимо, нас мало Перри,

Что влечет к империи

Под флагом мусульманистым,

С политбюро иванистым.

/ *** «Наша Нива», 15 мая 2000. /

 Историко Олег трусов, Председатель ОБЩЕСТВО беларуского языка имени Франциск Скорины сказал:

«Власти и сейчас хорошо понимают искусственность Своей символики. Их герб уже давно исчез с почтовых марок Беларуси, а на денежно купюрах так и не появился. И это не случайно. Народ не согласился с навязанной ему символикой. Уже 27 июля 1995 в День независимости Беларуси в городе Лиозно на Витебщине ЛЕГЕНДАРНЫЙ Мирон поднял на 40-метровом дымоходе райбыткомбината бело-красно-белый флаг и оставил рядом с ним записку: «Верните народу Историческая память». *

/ * «Наша Нива», 10 мая 2000. /

И она обязательно вернется.

ххх

Чтобы читатель мог составить собственно мнение об исторических основаниях взглядов на государственно символику, Имеет смысл предложить ему более детальном панорам.

Появление герба «Погоня» относится к 70-90-м годом ХИИИ века, когда образ всадника с занесенным над головой мечом "закрепился в качество репрезентативного символа за лицами, осуществлявшими верховную власть в великах княжества Литовском» *.

/ * Энциклопедия истории Беларуси. Том пятый Мн., 1999, с. Триста шестьдесят седьмой /

Предки современной беларусов составляли большинство население Великого княжества, поэтому НЕ удивительно, что именно они доминировали в культуре этой страны. Достаточно напомнить, что языком государственно актов ВКЛ до конца XVIИ века был старобелоруский, Который затем сменил родственный ему польский.

Повлияло Белорусского культурного доминирование и на выбор государственно эмблемы. Конный Рыцарь был сюжет, Широка распространенным в тогдашней Европейская геральдика, где он являлся «иконографическим эквивалентом выражения dux (князь)» *, однако только в ВКЛ этот сюжет заняло место на государственно гербе страны (юридически закрепленном статусе ВКЛ 1566).

/ * Титов А. Наш символ — Погоня: Путь через века. Мн., 1993, с. Пятый /

По мнение специалистов, тому способствовала местная традиция почитания языческого Божество Ярилы, «Который ездит на белом кону, на его плечах белая мантия» **, и местная иконография Наиболее популярным среди беларусов христианских святых — Дмитрия, Георгий, Борис и Глеба, — изображавшихся д. Видео вооруженных всадников. Помимо государственного герба, «Погоня» присутствовала и на гербах большинства административно-территориальным единиц ВКЛ, и на разабраць государственно хоругви, представлявшей собой красное четырехугольное полотнище «с образами Погони и Девы Марии с ребенка-Иисуса в Солнце» ***.

/ ** Афанасьева А. Поэтические воззрения славян на природу. Том первый М., 1865 с. Четыреста сорок первый /

/ *** Титов А. цит. соч., с. Двадцать седьмой /

Как общепризнанный символ белорусских земель, входивших в спалучаны ВКЛ, воспринималась «Погоня» и в Российской империи. Поэтому Широка использование этой эмблемы продолжалось и после Их присоединения к России В конце XVIИИ века Справедливая для того времени является вывод известного беларуского геральдисты Анатолия Титова:

«Отражение древней Погони на белорусских губернских, уездные, городских, воинских гербах было явлением, Котор констатировало осмысление соседними народами тождества понятий: географическо-этнического — Беларусь, и геральдического — Погоня». *

/ * Титов А. цит. соч., с. Тридцать восьмой /

Вследствие этого совершенно естественно выглядит тот факт, что деятели беларуского национально-освободительного движение, заявившего о себе в начала ХХ века, считали «Погоня» традиционным национально символом своего народа. Весьма характерным является в этом плане знаменитое стихотворение Максим Богдановича «Погоня», написанное Им в 1915 году:

 Только в сердце тревожным услышу

За Страну родимое ужас,

Вспомню Острую Ворота святую

И вояк на грозных конях.

В белой пене проносятся кони,

Рвутся, стремиться и трудно хрипят:

Старинной Литовской Погони

НЕ разбить, не остановить, не сдержать.

В безмерном даль вы летите,

А за вами, перед вами — годы.

Вы за кем в погоню спешит?

Где пути ваши идут и куда?

Может они, Беларусь, панясьлися

За Твоими детьми вдогонку,

Что забыли Тебя, отреклись,

Продали и отдали в плен?

Бийце в сердце их, — бийце мечами,

Не давайте чужаками быть!

Пусть услышат, как сердце ночами

О родиной странице болит …

Мать родная, Мать Страна,

НЕ усьцишыцца этакий боль! ..

Ты прости, Ты Прими своего сына,

За Тебя ему умереть позволь.

Все летят и летят те лошади,

Серебряной сбруей далеко гремят …

Старинной Литовской Погони

НЕ разбить, не остановить, не сдержать.

 Первое время белый Рыцари «Погони» украшал красное полотнище национального флага. Но В конце 1916 — начале 1917 года, появился новый оригинальный флаг беларуского движение. Наш архитектор и политика Клавдий Дуж-Душевский (1891-1959) создал эскиз бело-красно-белого флага в соответствии с новым в Европе принципе Создание флагов на основе гербов, когда цвета основна деталь герба (эмблемы и поля) отражаются на полотнище путем соединения рулонах полос разной или одинаковой ширина,

В начала марта 1917 года бело-красно-белый флаг Впервые был вывешен в Петербурге на здании Беларуского Общество помощи пострадавшим от войны, сотрудник которого был Дуж-Душевский. А уже 25 марта того же года Беларуский национальный комитет в Минске принял следующее Постановление:

"1. На том основании, что Почти все города Минской губернии использовали в своих Печать стародавнюю Погоня, постановлено сохранить это наследие Великого княжества Литовского. Комитет единогласно принял «Погоня» в качества государственного герба будущем Независимой Беларуси.

Вторая Посколько в народном белорусском искусстве преобладают белые и красные узоры, сочтены уместно использовать эти цвета в белорусский Национальном флаге. Таким образом, Комитет постановил, что флаг должен состоять из трех рулонах полос одинаковой ширина — белой, красной и белой, и что Длину разабраць вдвоем больше ширина ». *

/ * Цит. по газете «Наша Нива», 1995, № 5. /

Новый флаг настолько органично сочетался с древней «Погоня», что очень быстро стал общепризнанно. В том же 1917 году «Устав Белорусских национальное культурно-просветительских кружков в армии» обязывал Их членов «носить беларуский национальный символ — белая лента с красной полоску посредине; все три полоски — белая, красная и белая — одной ширина» **. В декабря того же года бело-красно-белые флаги украшали зал заседания Всебеларуского съезда — важнейшего общенационального форума д. Новейшая истории Беларуси, во время которого 1872 делегата от всех белорусских земель высказались за необходимость свободного государственного самоопределения края.

/ ** Цит. по газете «Наша Нива», 16.03.1998. /

Таким образом, вопрос о символике первого современного беларуского Государства был фактически решен заранее: государственно гербом провозглашенной в Марте 1918 БНР стал герб «Погоня», а Ее государственно флага — бело-красно-белый флаг.

ххх

Тогда же возникли первые проблемы, связанные с этой символикой. Дело в том, что одновременно с процессом финансов Государства в белорусских землях аналогичные События происходили на этнической территории летувисов, еще одних наследников истории и традиций бывшего ВКЛ.

В ноября того же 1918 года на территории бывшего Жмудского (Самогитского) староства (единственной Крупнов территориальным единицы ВКЛ, имевшей герб, отличный от «Погони» — в видео «Локис», Черного медвед на Серебряной поле) и прилегающих к душераздирающую поветовым бывших Виленского и Трокского воеводств была провозглашена Независимая Литва. Чтобы подчеркнуть Ее историко-Юридическая преемственность от ВКЛ (а тогдашние литовские Национальные деятели претендовали на власть над всеми землями прежнего княжества) Государственная гербом Литвы тоже была взятая «Погоня».

Более того, посколько официальная идеология провозглашала именно эту новосозданную Литву единственной «законным» наследника бывшего ВКЛ, то и право использования эмблемы с вооруженным всадником на белом кону в красном поле потомки жмудинов оставили только за собой. По этой причина периодически происходили инциденты. Например, в январе 1919 по дорог из Берлина в Ригу на литовской Грани была арестована дипломатическая делегация БНР. Причина Аресты, согласна протокол задержания, мат. операция обнаруженные при таможенном досмотра «бланки паспортов неизвестно нам Белорусской Республики с литовским гербом на обложке» *.

/ * «Наша Нива», 28.07.1997. /

Но еще большими врагами белорусы с «Погоня» и бело-красно-белым флагом являлись для пришлых с востока российских большевиков. Еще во время Всебеларуского съезда выступление Их представителя было таким:

«Мы стоим за братство всех народов. НЕ должна быть деления на нации ». Указывая на национальный беларуский флаг, Говорит: «Бросьте этот флаг». *

/ * Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции. Часть третьем: Хрестоматия по истории общественно движение и политических парти. Гомель, 1993, с. Сто девяностого /

Силой подчинив себе Беларусь в 1919-1920 годах и создав здесь марионеточное государственно образование, в 1922 году большевики объединили разабраць вместе с другими подобными псевдогосударствами в Единую коммунистическую Империя — СССР. Единственная флаг, Который было разрешено использовать на всей территории Советского Союза, был красный флаг большевистской партии. А единственная допустимым отличие являлась надпись в левом верхнем Углу, в нашем Случай — ССРБ. То же было и с гербом. Первый герб советской Беларуси стал копией государственного герба РСФСР, с отличие в надписи.

Некотором либерализация большевистского Режим в период так называемого НЭПа и связанно с ней тенденция признания за «советскими республиками» прав на определенную национальную специфику способствовала постановке вопроса о создании новых «государственно» символов этих административно-территориальным единиц СССР, «национальное по форме, социалистических по Содержание ».

В феврале 1924 Власти ССРБ объявили конкурс на лучший проект такого символа. Его победитель Совнарком признал художника Валентина Волкова, Который, особо НЕ мудрствуя, немного подредактировал герб РСФСР с серп и молотом, пятиконечной звездой, солнцем и венки, а для придания ему Местного колорита сделал ленты, обвивающие Венок, цветов национального флага беларусов — бело-красно -белыми.

«Новый» герб был утвержден 11 апреля 1927 на 8-м съезда Советов ССРБ с одной «маленькой» Поправка: лента вернули цвет, присущий оригинал — красный. Местные «товарищи» лучше выпускник Петебургско Академии искусства знали, где прячется бацилла «Белорусского буржуазного национализма». Ничто в символике «младшего брата» в «семье советских народов» не Должно было напоминать белорусам о том времени, когда они пытались сами, без помощи «вождей мирового пролетариата», решать судьбу Своей страны. Вот под этой «Государственная эмблемой», которая время от времени подвергалась небольшим редакционным правкам, Беларусь и жила до конца 1991 года.

Весьма характерным выглядит одна из таких-то правок, касавшаяся языка текста «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На лентах венки. Изначально этот текст был на белорусский, Еврейская (идиш), русском и польскими языках, но 28 июля 1938 Верховный Совет БССР принял нужны оставить на гербе только белорусский и русскую надписи. Ничего странного, если учесть, с каким рвением НКВД БССР именно в те времена занимался уничтожением «агентов Троцкого» (в основном, евреев) и «белопольских шпионов» (в основном, Полякова).

И вот в имеет 1995 этот же «геральдический знак», Который Имеет мало общего с традиционной Европейская геральдика, появился на фронтоне здания Администрации президента Независимой Республики Беларуси. Он символизировал стремление нового руководство страны и значительной Части разабраць население избавиться от бремени независимости и вернуться в «светлое Советское вчера».

Еще более короткая история в красно-зеленого полотнища, Который ныне висит над тем эффективней же дворца. В начале 1950-х годов, исход из каких-то таинственных соображений, Москва приказала Администрация «советских республика» Добавить к красным большевистским флагом с серп и молотом, считавшимся «государственными» во всех частых Советского Союза, стилизованные детали, символизирующие «специфику» каждому территории. Выполняя приказ, Президиум Верховного совета БССР своим указом от 25 декабря 1951 Добавил (без какого-либо объяснения!) К кумачового полотнищу зелень полосу внизу и орнамент Вдоль древка, взятый с полотенца, вышитого в 1917 году крестьянкой М. Маркевич из деревни Кастилище ( район Сенно). Эскиз этого флага создал второй Минский художник, на этот раз Николай Гусев.

Что касается «Погони» и бело-красно-белого флага, то, оставаясь официальными символами БНР и Ее Правительство в изгнании, вокруг которого группировалась белорусский политическая эмиграция, они в БССР автоматически попадали под запрет.

Относительно свободное использование Их в Беларуси до 1990 датируется только тем эффективней временем, когда российскую оккупацию в 1941-44 гг. сменила немецкая. Надеясь Обрести расположения Местного население, немцы не запрещали белорусам пользоваться национальными символами. Естественно, что в таких-то условие Их использовали некоторые коллаборантские организации (Белорусский совет доверия, Беларуский Центральный совет, Союз Белорусской молодежи и др.). Немцам, как Известно, этот «либерализм» не принес значительных дивидендов, однако в более поздние времена данный факт позволил сторонникам Советского строя устроить политические спекуляции вокруг символики БНР.

ххх

Все 70 лет существования коммунистического Режим Национальные символы оставались таковыми для всех сторонников Возрождения независимости Беларуси.

В 1940-50-е гг. под ними группировались участники антисоветского партизанского движение и подполья (Белорусский освободительная армия, Белорусский незалежницкая партия, Союз белорусских патриотов и др.).

В 1960-70-е годы об Их легализации в Беларуси мечтали интеллектуалы из так называемого «Академического центра», разгромленного КГБ в 1974-75 гг., И художники-Диссидент из творческого кружка «На чердаке», которые в 1980 году подготовили и распространили «самиздатом» открытки и плакат с изображениями «Погони». Поповым за границу (одна из открыток авторства Евгения Кулика была там переиздана), эти скромный произведения придали историко-культурной манифестации смысл политической освободительной Акции. Они заявили миру, что инициируемые Москва процессы русификации и асимиляции беларуского народа еще не дали окончательных результатов.

В 1980-е «Погоня» и бело-красно-белый флаг мат. операция общеизвестными символами «беларускости» и независимости, а Их публичная демонстрация однозначно трактовалась и властями, и оппонентами власть как акт национального Сопротивление. Для Примера можно привести События октября-ноября 1985 года, когда на здании Минского художественного училища имени Глебова двое учащихся, Михаил Мирошников и Юрий Макеев, вывесили бело-красно-белые флаги, сорвав флаги СССР и БССР. В результаты КГБ начал Юридическая преследование шести человек, а Макеевой пришлось оставить учеба.

С началом процесса демократизации в Советской Союзе использование досоветской символики в БССР приобрело Массовые характер. Начали звучат требования Ее легализации (первой такое требования выдвинула Молодежное организация «Артель» в Август 1988 г.). 19 февраля 1989 именно под бело-красно-белыми флагами на стадионе «Динамо» в Минске прошел первый в БССР оппозиционный Политический митинг, разрешенный властями.

Однако в те же времена нередкими были Аресты и наказание людей (особенно в провинции) за использование этого флага и «Погони». Даже в июне 1991 Крупнейший оппозиционная организация — Беларуский народный фронт — была официально зарегистрированы лишь с тем эффективней условие, что в течение трех месяцев она приведет свой Вставить в соответствие с Законодательство, а именно: ликвидирует положение о том, что «БНФ используете белорусский Историческая символику — бело-красно-белый флаг и герб Погоня »*. И это несмотря на то, что первый из наименованию символов уже был легализован в 1990 году в Минск, где городской совет принял Постановление, разрешающее использование разабраць в качество национального (но не государственного) флага беларусов (но не Беларуси).

/ * «Свобода», 1993, № 9. /

БНФ не успел привести свой Устав в соответствие с Законодательство. Ровно через три месяца после разабраць регистрации, 19 сентября, страна стала называться Республика Беларусь, а «Погоня» и бело-красно-белый флаг превратились в Ее государственные символы.

В условие прогрессировавшего развала советской империи, после неудавшейся попытки государственного переворота в Москву в Август того года, представители тогдашней правящей элиты Беларуси были готовы на любые шаги ради сохранения Своей Власти. После запрет деятельности КПСС и Ее Местного филиала КПБ (25 августа 1991), Им показалось опасна публично сохранять верность коммунистической символике.

Других исторических символов Беларуси, кроме тех, что использовала оппозиция, никто не знало, а выдумывать новые не было времени: оппозиция через свое парламентский меньшинство активных выдвигала предложения по десоветизации и декоммунизации страны, среди Котор требования замены символики Казалось прагматикам-номенклатурщикам одним из наименее опасна . Что же касается белорусских «незалежников», представители Котор и составляли это меньшинство, то для них Возвращение Государственная Национальная символов являлось принципиальным вопрос, нужны которого Должно было гарантировать необратимость пути к государственно независимости Беларуси и беларусизации Ее Общество.

ххх

Итак, В конце 1991 появилось Независимое белорусский государство, Главные эмблемы Котор соответствовали символы предыдущих суверенных государственно образование, существовавших на этой земле — ВКЛ и БНР.

Однако значительная часть Граждане нового Государства, не обладавших историческими знаниями (в школах и вузах БССР «досоветская» история Беларуси что-либо совсем не изучалась, что-либо изучалась в минимальном объеме) и не слишком вникавших в содержание политических манифестов, по-прежнему связывала эту символику исключительно с оппозиционными силами, Якоби «навязавшими» Ее всей стране.

К тому же, сохранив власть в Республике Беларуси, Бывший руководители БССР проявили полное неспособность управлять хозяйство страны в новых условие. На первые два года после провозглашения независимости пришелся пик экономического кризис, начавшегося еще в СССР В конце 1980-х. Вместо того, беги проводить необходимые реформы, тогдашнее руководство предпочитало объяснять проблемы, охватившие Беларусь, как неизбежные Следствие государственно самостоятельности, которая «так домогалась националистическая оппозиция».

НЕ удивительно, что в этих условие слово «кризис», «ухудшение условие жизни», «независимость», «Погоня», «бело-красно-белый флаг» и «оппозиция» слились в голове «простых людей» в один ряд синонимов. К тому же, просоветские и пророссийские силы, В основном укоренившиеся в пресловутой «силовой структурах» (типа КГБ, так и не реформированного в Беларуси) и получавшие сильно поддержка из России, не оставили надежды изменить направление хода истории. Они непрерывных вели тайную и явную «работу среди население». Наиболее благодарный отклик эта «работа» находила в сердца старшего поколения гражданам — ветеранов войны и пенсионеров, для Котор СССР был страной Их молодости, а внезапные перемены принесли бедность и неуверенность в завтрашнем дне. Следует Добавить, что эти люди составляли примерно третей от всего взрослого население страны.

Именно эти Фактор в совокупности и мат. операция Главная причина уверенны победы на первых свободных президентских выборах в 1994 году сторонника Возрождения СССР и вовзврата к административно-распределительной СИСТЕМЫ в экономике, поддержанного Россией молодого майора КГБ в отставке Александра Лукашенко. Между другими обещаниями этого кандидат в президенты было и такое:

«Верная наш родной русский (а не БНФ-овский — АВТ.) Флаг и символику. Народ сам решит на Референдум! Пусть сам выберет из нескольких вариантов. НЕ тот, Который хотим ему в зубы всунуть, а тот, что ему настроение поднимает »*.

/ * Цит. по газете «Свобода», 1994, № 21. /

Обещанный Референдум состоялся 14 мая 1995 года. Он стал кульминационным пунктом обещанного отката политических, гражданских и экономических отношений в Беларуси к тому состоянию, в которую они находились до провозглашения независимости. Возврат БССР-овских герба и флага инициаторы этих процессов воспринмали как обязательный «последний штрих» в Общей Картины Возвращение страны к благословенному Советскому «вчера».

Голосования предшествовала бешеная кампания подконтрольных Правительство СМИ (включая национальное телевидение) против «Погони» и бело-красно-белого флага (официальных государственно символов страны на то время!). Огромный натиск был сделаны на факт использования этих символов коллаборантами во время войны.

Были также задействованы претензии Литвы на все Историческая наследие бывшего ВКЛ (Цитата из выступление Лукашенко: «Бразаускас / тогдашний президент Литвы — АВТ./ Мне Говорит ты почему, Александр Григорьевич, мой герб взял? А я Отвечаю: не брала я, не нужен он мне! ") *, И Даже российские« экстрасенсы », рассуждавшие" о чуждо этнической биоэнергетике, Якоб заложенной в «Погоня» и бело-красно-белом Штандарт »**.

/ * Цит. по газете «Свобода», 28.04.1995. /

/ ** «Свободные новости плюс», 1995, № 20. /

Но основна тезис, вбивавшийся в головы читателям и телезрителям, был таковой: трудная современость символизируется знаками Независимой Беларуси и «проклят националистов», а лучшее будущее (оно же светлое прошлое) — эмблемами БССР. Возвращение к коммунистическим символах есть Возвращение в молодость для пожилых людей, а для людей среднего возраста — в детство. Неужели вам не хочется вернуться в детство?

Все это сработало. Белорусский общество д. имеет 1995 раскололось Почти равно Пополо. Возврат к советской символике поддержали 49,7% Избиратель, внесенных в списки для голосования. 50,3% голосовали против что-либо игнорировали Референдум *. Причем, как свидетельствует тогдашняя пресса, часть тех людей, кто положительно оружие на хитрых сформулированные вопросы референдума («Поддерживаете ли Вы Введение новой государственно символики?»), Вовсе не были сторонниками гербово-флаговой ресоветизации. Вот что написала в газету «Наша Нива» после голосования Ее читательниц Л. Домбровская:

/ * «Наша Нива», 10.05.2000. /

«Дорогая, любимая газета! На Референдум я голосовала за новую государственно символику — бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». Вдруг оказалось, что под новым флагом имели ввиду старый красно-зеленый … Для моей 37-летней жизни красно-зеленый — это и есть старый символ. Уверен, что для многих, многих людей — тоже. Давно ли мы обсуждали и принимали символику нашего заново рожденного государства — Исторические флаг и герб? Кто же виноват в том, что политическая мысль прыгает, как Петрушка, и кланяется то в одну, то в другую сторону, то одной, то другой публике? Думаю, что Многие люди уже не нужны раньше нужны о новых символах нового Государства НЕ подвергали сомнению. Ведь новые государственные символы — это не новые сорта колбасе и водки, которая может быть несколько в процессора | одного поколения ».

/ «Наша Нива», 1995, № 6. /

Однако цель Власть была достигнута. Предложение Лукашенко получил поддержка большинства участников референдума. НЕ обращая Внимание на нормы законодательства, обязывавшие решать вопросы такой значимости только большинством голосов всех выборщиков, внесенных в электоральные списки, власть сразу заявила о Своей победой.

Еще до формального Объявления результатов референдума управляющий делами администрации президента, недавний первый секретарь райкома КПБ Иван Титенков лично снял с главного флагштока страны и публично разорвал на куски ненавистный ему символ Белорусской независимости — бело-красно-белое полотнище государственного флага. С этого символически дикарского акта и началась эпоха шизофренического существования Независимой Беларуси под «ново-старыми» государственными символами.

Абсурдность ситуации подчеркнуло объявление Руководитель президентской администрации (через 7 месяцев после утверждения советской символики в качество государственно) «конкурса на лучший объяснительный текст к государственному гербу и государственно флаге Республики Беларусь» *.

/ * Распоряжение Главы Администрации Совета Министров Республики Беларусь № 41 от 21.12.1995. /

Однако объяснение знаков, Который, как заметил после референдума тогдашний Начальника государственно геральдической службы Вячеслав Носевич, «обычно интерпретируется как несколько измененная символика Советского периода, что отражает НОСТАЛЬГИЯ большей Части население по тому времени» *, оказалось делом весьма нелегким. Особенно с учетом интеллектуального потенциала сторонников Возвращение в «светлое вчера». Красноречивый итог конкурса подвел член разабраць Жюри, известный в Беларуси языковед-русификатор Аркадий Журавский **:

/ * Письмо В.Л. Носевича Главная специалисты государственно архивной службы России В.М. Сопрыкову от 17.08.1995. /

/ ** Журавский А.И. (1924-2009) член-Корреспондент НАН РБ /

«Представленные на конкурс Материалы в целом производят Грустная впечатления. Они показывают, что от участия в конкурсе уклонились ведущие беларуские писатели, художники и публицисты, и это не является случайным в современной политико-идеологическом климат Беларуси …

Часть представленны на конкурс материалов представляет собой стихотворения, Авторы Котор в патетическо-эмоциональной форме выражают свое положительное отношение к Нынешняя символике. Однако Приходится констатировать, что такие стихотворные произведения НЕ соответствуют основна требования конкурса — дать Наиболее Полное раскрытие смысла и значения нынешних государственно символов в целом или Их раздельных элементов …

Представленные на конкурс прозаические ОПИСАНИЕ герба и флага весьма различны как по размеру, так и по Содержание … Но все эти ОПИСАНИЕ слишком короткие, в своем большинстве они занимают только одну страницу машинописного текста. Общим недостатком Их является Полное отсутствия исторических данных »*.

/ * Заключение о Материалы конкурса на лучший объяснительный текст к государственному гербу и государственно флаге Республики Беларусь. /

Громко заявленное «Мероприятие» закончилась тихим «пшиком». Так и не нашли владельцев «две первые Премии — в размере 50 минимальных заработных плат каждая» *, осталось невостребованным обещание администрации, что «Авторские текст Сочи конкурса будет издан в видео красочней брошюры» **. Белорусский интеллектуальная элита демонстративно высказала свое отношение к политике оживления призраков недавнего прошлого.

/ * Распоряжение Главы Администрации … № 41 /

/ ** Там же. /

Вот таким образом в Республике Беларуси продолжают параллельную сосуществовать две СИСТЕМЫ государственно символики.

С одной сторону, действуют «Положение о государственно гербе Республики Беларусь» и «Положение о государственно флаге Республики Беларусь», утвержденные указами президента № № 213 и 214 от 7 июня 1995 года, Который исходят из государственного статуса неосоветских эмблем. На защите этой символики стоит Государственная геральдическая служба, находящаяся в подчинении Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. Ее прежний Начальника Сергей Рассадин четко понимал, чьи-то «геральдические вкус» обслуживает разабраць заведение:

«Мы имеем полное Поддержка руководство и лично Руководитель нашего Государства, Который проявляет интересы к развитию символики» *.

/ * Белорусский служба радио "Свобода", передача от 1.08.2000. /

Свое Собственно Понимание истории Белорусской геральдики и Ее перпектив многолетний главный «герольдмейстер» Рассадин (Между прочим, историко по образование) ясно высказал, когда говорил о воинской символике:

«Становление современной белорусской военной геральдики происходило и происходит Прежде всего на базе достижений советской военной геральдики. Последняя складывалась в течение многих десятилетий и сформировалась в видео целостной, Оригинально СИСТЕМЫ …

В 1990-х годах ситуация в области военной геральдики резко изменилась. В частности, произошло массированно внедрение в нашу армейскую атрибутику тогдашних официальных символов Республики Беларусь — герба «Погоня» и бело-красно-белого флага, а также Их производных. Проблема заключалась в том, что уже сама стилистика данных герба и флага была в корне отлично от применявшихся ранее, что в результаты и привело к многочисленным издержкам …

«К Число насущных задач принадлежит, конечно, задача сохранения преемственности в развитии нашей военной геральдики. Ведь вы ж от лучших достижений советской эпохи в этой области, очевидно, неприемлем морально и, к тому же, невыгоден практический … Не стоит, тем более, менять на нечто новое и непривычное те атрибуты, которые в народного сознании прочны ассоциируются с героическим прошлом Вооруженных сил . Так, Боевое Знамя воинской Части Должно оставаться красным, а звезда — пятиконечной »*.

/ * Там же. /

Эта Длинная Цитата приведена потому, что в ней, как в капли воды, отразились мировоззренческие установки той Части население Беларуси (чей флаг висит теперь над административными зданиями): дескать, начало нашей истории — в 1917 году, «золотой век» — Советское прошлое, Национальные символы беларусов — это «знаки упадка» и т.д.

При этому характерным для нынешнего Режим стремление к детальном регламентации всех проявлений общественно жизни привело к значительному сужению сферы бытования разабраць символики. Так, существует законодательный запрет на использование символики в эмблемах общественно организаций; изготовление изображения герба подлежит лицензированию (за немалые деньги); вышеупомянутыми «Положениями» установлен Даже Список служебно лиц, имеющих право держать эту символику в своих рабочих кабинета. В результаты «неформальным» образом, то есть не по принуждению и не при исполнении служебно обязанностей, Ее теперь используют только ветераны войны и Коммунист на своих Мероприятие. Да и там чаще можно увидеть оригинал времен СССР и БССР, чем нынешние «подправленные» копии.

Иначе выглядит Современное состояние досоветской государственно символики Беларуси. Используясь целиком или в видео отдельно элементов значительной частью политических парти страны (от консерваторов из БНФ до социал-демократов) и различных общественно организаций (от международного «Объединения беларусов мира" Батькивщина "до регионального« Центра гражданских инициатива »), украшая многотысячные манифестации сторонников демократических реформ, эти символы мат. операция символами Единение для тех, кто желаете видеть Беларусь демократической, правовой, экономические сильно, наконец — просто европейским Государство.

В ответ на это волеизъявление народных масс наши «охранники порядку» Ведута неспрестанную борьба с национальной символикой, используя широкий диапазон мер: от составления протоколов и наложения штрафов до арестов и судебного преследования.

ххх

Несколько слов о государственно гимн нашей страны. В современной понимании, гимн — это "официально утвержденная Звуковая эмблема страны" (Энциклопедия истории Беларуси, том 2, с. 531).

Во времена ВКЛ и Речи Посполитой государственного гимн у нас не было. Известно только неофициальные гимнические песни. Так, ярким образцом канта-гимн является героико-патриотическое произведение "Прости спокойствие" Афанасий Филиповича (1646).

Гимн БНР называлась "Мы выйдем плотными рядами". Он был создан на основе стихотворения Макара Кравцова (Костевича) "Ваяцки марш", напечатанного 30 октября 1919 в газете "Беларусь". Музыку написал композитор Владимир Теравский.

В советской Беларуси приобрели популярность песни-Гимн на слова Янки Купалы "А кто там идет" (музыка Л. Роговский), "Белорусский Марсельезу" и некоторые другие. Однако до войны и в первое послевоенное десятилетие государственный гимн советской Беларуси отсутствовал. Его заменял партийный гимн — "Интернационал".

Наконец, в 1955 году был утвержден гимн "Мы белорусы" (слово Михаила Климковича, музыка Николо Соколовского). Это в нем содержатся поразительные слова "мы белорусы, с братскою Русь вместе искали к счастью дорог" …

Позже беларуские Советский композитор создали ряд песен, более или менее удачно соединивших гимнические и лирические интонации: "Родина моя дорогая" (слова А. Бачило, музыка В. Оловникова), "Беларусь — моя песня" (слова М. Брауна, музыка Ю. Семеняко), "Песня о Неман" (слова А. Астрейко, музыка Н. Соколовского).

Параллельном в этом же направлении работали композитор-эмигранта. Наиболее известные среди Их произведения — «Магутны Божа" (слово Натальи Арсеньевой, музыка Михаила Равенского) и "Погоня" — слово Максим Богдановича, музыка Николо Куликович (Щегловой).

В начале 90-х годов в Независимой суверенной Беларуси композитор пытались Создать новый гимн. Так, Валерий Мулявин предложило свой вариант музыки к словам Богдановича ("Погоня"). Валерий Раинчик сочинил музыку на слова Л. Прончака "Жыве Беларусь".

Однако Власти постарались, беги у нас остался гимн 1955, с разабраць холуйским лозунг о невозможности жизни без России. Так что придется ждать той поры, когда изменится массовая сознания. А оно меняется, пусть медленной, зато верно. НЕ может народ независимого Государства до бесконечности сам себя унижать пресмыкательством перед самовлюбленным заносчивых соседей …

ххх

Можно уверенны утверждать, что вопрос о государственно символике в Республике Беларуси является производным от проблемы Выбора дальнейших путей политического и общественного развития нашей страны. От того, насколько быстро Беларусь Европейская сумеет ПОБЕДИТ Беларусь Советскую, зависит срок, через Который «Погоня» и бело-красно-белый флаг снова станут официальными символами Независимой Белорусской держава.

Игорь Ляльков, Альманах «Деды», выпуск № 2

Короткая об Авторы

И. Лялькова (1971 г.р.) — магистр истории. Окончил исторический факультет Белгосуниверситета, Университет Париж 1 — Пантеон — Сорбонна и Варшавский Университет. Основатель Беларуского Шумановского Общество.

Автор книг "Рукописные источники национальной библиотеки Франции по истории отношений между Францией и Великим Княжеством Литовским в Новое Время (XVI-XVIII веке)" (Минск, 1998), «Очерк политической истории Великого княжества Литовского» (2000) на французском языке (Apercu de l'histoire politique du Grand-Duche de Lithuanie »(Paris, ed. Harmattan),« Европейский Союз: что это такое? "(Минск-Варшава, 2004), а также около 90 статей, опубликованных на 8 языках в 10 странах мира .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: