Белорусский культурно-просветительский движение на Смоленщине (1920-30-е гг.)

В 1920-30-е гг. на территории Смоленской губернии, а потом и Западной области РСФСР значительное количество населения принадлежала к белорусскоязычной меньшинства. В белорусско-великорусской этнакантактнай зоне проходили национальные процессы, которые отражались в этнической самоидентификации местного белорусского населения. Изменение элементов традиционно-бытовой культуры, а также языковая ассимиляция, которая заключалась в непрэстыжнасци белорусских наречий и постепенной утрате крестьянами белорусских языковых компонентов, затронули широкие круги деревенской общины [1, с.186].

Однако, несмотря на общую тенденцию, наблюдалось и исключения. К примеру, если в 1924 году состоялось первое укрупнение БССР, сельчане, которые были приписаны к РСФСР, но считали себя белорусами, отсылали прошения в белорусский ЦИК о присоединении своих деревень Беларуси. Жители деревень Большой Рай, Малый Рай и Свирыдавка Бахоцкай волости писали: "… Собравшись сего Число (1924 г., марта 30 дня) на общий сход и обсудив вопрос о присоединении нас к Великороссии, Решили: ввиду того, что мы искони принадлежали к нации белорусов, каковыми были наши прадеды, отцы и Деды … воссоздать, что наши деревни отходят к Смоленска въезда, следовательно к Великороссии, в нас пробудились Национальные чувства — жажда присоединения к родному краю, в которую мы родились и желаю умереть, защищая наше национальное право " [2, л. 398].

Успенский собор и Смоленская оборонительная стена

Успенский собор и Смоленская оборонительная стена

Наличие на Смоленщине огромных массивов белорусскоязычной меньшинства, хотя и в массе своей с неясной самосознанием, заставляла местные советские органы, которые отвечали за образование и культурную работу, как-то реагировать. Делалось это, учитывая всеобщую разруху и традиционный взгляд на белорусов как ответвление "русского племени", очень неохотно.

Так, в 1921 — 1922 г. Национальная работа на Смоленщине проводилась слабо, "поскольку на всей территории данного региона не были организован белорусские отряды". По информации белорусского Наркомата просвещения, в регионе функционировали только хоры, кружки и театральные труппы любителей [3, с.19].

Несмотря на это, в 1921 году по инициативе правительства БССР при Смоленском губернском отделе народного образования была основана Белорусский секция в составе трех членов и двух кандидатов. Она работала в губернии с перерывами в 1922 — 23 и 1925-27 гг., Непосредственно подчинялась Белорусскому центральному бюро при народном комиссариате просвещения РСФСР и Совнаркома при Смоленском губернском отделе народного образования, занимаясь организацией на территории Смоленской губернии национальных школ, клубов, других культурно- просветительных учреждений для белорусского населения.

Так, в 1923 г. журнал "Кривич", редактором которого был В. Ластовский, свидетельствовал: в конце августа и в начале сентября в Смоленской губернской центральной библиотеке состоялась выставка белорусского движения — тех книг и журналов, которые, с большими трудностями были собраны Белорусском губернской секцией. Выставка дала смолянам много интересного, так как большая часть их даже не знала, что у белорусов есть свои книжки. "После выставки явилась много желающих почитать что-нибудь белорусское, особенно это заметно среди молодежи" [4, c.51].

Но ключевым вопросом для белорусского меньшинства становится в первую очередь вопрос школьного образования на родном языке. В июле 1923 г. в Смоленске была собрана межведомственная совещание, на котором обсуждалась проблема белорусизации губернии в целом и белорусской школы в частности. Участниками мероприятия было высказано пожелание о создании в губернии белорусской школы, но с учетом согласия на то самого населения.

Белорусизация школы началась фактически в 1926-1927 учебном году, а уже через год белорусских школ первой ступени в губернии было 36, повышенных — 4. В 1929 г. было открыто белорусское отделение при Соболева-Варабъёвским педтехникуме, а также был решен вопрос об организации педухила в Руднянский белорусского девяцигодцы. В 1932 г. в последней на школьном, дошкольном и подготовительном отделениях обучалось 143 человека. Белорусское отделение работало и при Клинцовском Савпартшколе, а также Смоленском педрабфаку [5, c.70; 84].

Реальное положение белорусскоязычной образование не было легким. Очень часто учителя белорусских школ не имели педагогического образования и, более того, не обладали литературным белорусским языком. Слабая материально-техническая база, отсутствие средств и частые протесты крестьян против белорусского школы отрицательно влияли на национальное просветительство в крае.

Поэтому в 1934 г. начинается наступление на белорусский школу и перед самым началом занятий "… ввиду того, что ряд Белорусских школ … фактически работает на белорусском языке, вследствие отсутствия базы для Их коренизации, и, учитывая требования население", на русский язык переводятся некоторые школы Невельского, Руднянского и Гордеевского районов [5, с.85].

Последние белорусские школы на Смоленщине были ликвидированы в 1938 году, знаменуя тем самым конец белорусской школы этой территориальной единицы России.

Краеведческий движение — еще одна форма белорусского культурно-просветительной работы на Смоленской. 19 марта 1926 г. по инициативе небольшой группы заинтересованных лиц в Смоленске был утвержден Устав Смоленского общества краеведения.

Молодое общество, которое сначала не имела ни средств, ни собственного помещения, начала активную работу среди студенчества, учащейся молодежи, учительства и энтузиастов. В 1927 г. отделения общества действовали в Вязьме, Сычовцы и Дорогобуж, были образованы инициативные группы по созданию филиалов организации в Ельне и Рославль [6, с.110]. Общество вело переписку с Центральным бюро краеведения РСФСР, регулярно присылала свои сообщения в газету "Наш край", активно сотрудничала с Инстытутатам Белорусском Культуры и Центральном бюро краеведения при нем, методическим бюро Губанов и другими институциями.

Научно-исследовательская деятельность организации выражалось в следующих областях: естественной, экономической, исторической, археологической и этнографической. Так, известный белорусский археолог А.Н.Лявдански вместе с В.Тарасенкам и Г.Парфёнавым обследовали городища и курганы: в области этнографии и фольклористики плодотворно работали В.Дьмитрав и А.Палашэнкав. В естественной области А.В. Цветкова, В. Давгашовым, В.В. Добровольским и другими велось собирание материалов по флоре и фауне.

Смоленский католический костел

Смоленский католический костел

Члены Общества поддерживали и так называемое Белорусское студенческое землячество, которое действовало на Смоленщине примерно до 1929

Наличие многочисленного белорусского студенчества в Смоленске привела к тому, что уже в 1922 году здесь были основаны первые национальные кружки. Основанием происходит объединения смоленской молодежи служила интерес к истории и культуре Беларуси.

Политика "коренизации", а также активная позиция Белорусском секции местного Губанов способствовали регистрации Белорусского землячества в 1924 году [7, c. 11]. Молодежная организация сразу занялась учебной и научной деятельностью. Чтобы смягчить учебное оторванность от БССР, выборное правление землячества вместе с Белорусским секцией начало обеспечивать студентов белорусскими учебниками и пособиями.

Первоначально землячества ставила перед собой следующие цели: поддерживать связи членов организации с Беларусью, обслуживать белорусское студенчество в культурном плане, оказывать помощь белорусизации на территории Смоленщины.

Культурная работа являлась главным видом деятельности организации, раскрывая ее национальный характер. Она заключалась в работе кружков белорусоведения, струнным, драматическим и хоровым, объединявших как студентов СДУ, так и учащихся смоленских техникумов. Смоленские студенты занимались распространением белорусской периодической печати, оказывали шефскую помощь белорусским школам губернии, способствовали улучшению студенческого быта белорусов, что указывает на национальную ориентированность организации.

Объединение смоленского студенчества происходило как на основании места рождения, так и по национальному признаку, что уставом землячества не было предусмотрено. Так, в 1926-27 учебном году студенты СДУ — члены Белорусского студенческого землячества — были Уроженцами следующих частей Беларуси: Борисовская округ — 3, Витебская округ — 12, Гомельская округ — 6, Гродненская губерния — 5, Калининская округ — 15, Могилевская округ — 4, Оршанская округ — 13, Смоленская губерния — 6 человек. Виленская губерния, Слуцк, Дубровно, Горки, Минск и Кубана-Черниговская область имели по 1 представителю [8, л. 26].

В смоленское землячество кроме белорусов принимались евреи, а также представители других национальностей, в случае, если они были уроженцами Беларуси. В основном членами землячества были студенты, приехавшие с Восточной Беларуси в Смоленск на учебу. Относительно распространена среди жителей Смоленщины белорусский самосознание повлияло на то, что среди членов землячества значительную группу составляли уроженцы Смоленской губернии, которые также принимались в организацию. Отдельную группу членов землячества составляли студенты из Западной Беларуси, которые были преимущественно политическими и социальными эмигрантами.

Прекращение деятельности землячества произошло не ранее весны 1929 года и носила, скорее всего, характер принудительной ликвидации. Ликвидация представляла собой реакцию местных органов власти на изменения внутриполитического курса СССР в отношении общественных организаций и национального вопроса, и произошла в результате "чистки" Смоленского государственного университета весной 1929 года.

Тогда же примерно исчезает и Смоленское общества краеведения, члены которого будут вскоре репрессированы.

Вряд ли приходится надеяться на то, что белорусский культурно-просветительский движение продолжало существовать в Смоленской хотя и в пассивном состоянии после 1931, так взмацнившыся притеснение и новая волна арестов практически не давала таких шансов. В 1931 г. на страницах вильнюсской "Белорусским источника" был опубликован "протест Белорусского национального комитета в Вильно в деле преследования коммунистической властью белорусского народа в Восточной Беларуси". Представители БНК утверждали, что «… этакий преследование работников на ниве белорусского культуры имеет место не только в Минске, … но и в … Смоленске".

Белорусское движение на территории Смоленской области, начавшийся в начале 1920-х гг. и ввасаблявшыся в деятельности Белорусском секции, Смоленского общества краеведения, Белорусского землячества студентов и системы школьного просвещения, был свернут в течение 1930-х гг. в результате новой внутренней политики Советской страны.

Литература

  1. Расторгуев, П. А. говорю на территории Смоленщины / П. А. Расторгуев. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 207 с.
  2. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). — Ф. шестой Материалы по укрупнению и раянираванни БССР. — Воп 1 — СПР. Триста сорок шестой
  3. Белорусский культурная работа на Востоке / / Вестник народного Комиссариата просвещения ССРБ. — Мн.: Государственная Издательство Белоруссии, 1921 — 1922, № 1 (3) — 3/4 (5/6).
  4. Белорусский культурный движение на Смоленщине / / Кривич = Kryvic: месячник литературы, культуры и общественной жизни / Ред. В. Ластовский. № 4, 1923.
  5. Корсак, А.В. Национальные меньшинства Смоленской губ. и Западной области в первое двадцатилетие советской Власти: Дис. на соиск. ученым. степ. канд. Ист. наук: 07.00.02; 7:00:03; 22.09.2000; 29.11.2000 / Ин-т истории нац. акад. наук Беларуси. — Мн., 2000.
  6. Год работы Смоленского общества краеведения / / Наш край. № 6-7 (21-22), 1921.
  7. Василевский, Ю. Огненная молодежь над Днепром широким … / / Красная смена. — 1994. — 1 лист.
  8. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). — Ф. двести шестьдесят восьмой Центральное Бюро профессиональных союзов. — Воп. 1 — СПР. Шестьдесят первой

Автор: Ф.Беррашэд

Источник: http://www.smalensk.org

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: