Белорусский Городская культура как среда формирования Белорусской нации

Заканчиваем публикацию докладов, Который были изданы в Сборник «Проблемы современной белорусской идеологии» и прошли обсуждение на Междисциплинарной научно-практическая конференции, посвященной рассмотрению проблем современной Белорусской идеологии, которая Прошла 3 ноября 2012 в г. Минске. Вашему внимания представляем Председатель экономиста Виктора Евмененко.

Из истории Белорусской державности

История государственности Белорусской нации насчитывает 1150 лет. Первыми государствами наших предков были сначала Полоцк княжество (Впервые упоминается около 862 года), а затем Новогородское княжество (XII век). Они послужили основу для возникновения в XIII веке Великого княжества Литовского с центром в Новогородке (Новогрудке), перенесенном через 85 лет в Вильно.

Литовск (белорусский) государственность прекратила свое существование 3 мая 1791 года с Введение в Действие Конституции Речи Посполитой, заменившей унию Польского королевства и Великого княжества Литовского на унитарное государство с польским языком в качества официального.

В результаты трех разделов Речи Посполитой (1772-1795 г.г.) беларуские земли мат. операция одной из многих колониальных территорий в Состав Российской империи.

Когда-то здесь был установлен коммунистический Режим, свыше 70 лет Беларусь существовала в качество квази-государств, обладавшего только формальными признаками суверенитета. Наконец, после 27 июля 1990 Беларусь стала Действительно Независимая и полноправным субъектом международно отношений и международного права.

Как видимому, в истории нашего державности были периоды подъема и периоды упадка. Им способствовали различные Фактор. Одним из основна факторов укрепления беларуского Государства было развитие городов и городской культуры. Именно города являлись Главная Фактор развития Полоцкого и Новогородского княжества, а впоследствии Великого княжества Литовского.

Во времена расцвета ВКЛ литовские (беларуские) города развивались В основном за счет Местного население, а основна часть горожан (ремесленников, торговцев, знати) составляли Литвина (белорусы). Однако в результаты нескольких крупномасштабных войн ("Кровавая потопов») численность беларуского городского население сократилась до минимум.

Советская пропаганда называла Вторая мировая войну «самой позапрошлой войной в истории беларусов». Дескать, во время Ее «погиб каждый четвертый белорус». Однако это не так. «Самыми страшными» — в плане демографических последствий — были войны 1654-1667 и 1705-1717 г.г. В «Атлас истории Беларуси XVI-XVIII веков» (2005 г.) приведена диаграмма (с. 19), показывающая Изменение численности население Беларуси в период с 1650 по 1772 год:

в 1650 году — 2,9 млн. жителей;

в 1667 — 1,4 млн.;

в 1700 — 2,2 млн.;

в 1717 — 1,5 млн.,

в 1772 — 2,9 млн.

Как видимому, во время первой из этих войн численность население Беларуси (белорусских воеводств ВКЛ) сократилась на 1,5 млн человек, то есть более чем в два раза — на 51,8%! В ходе второй войны население нашей страны сократилось Почти на третей — на 31,8%.

По расчетам демографов, если бы этих двух войн не было, население Беларуси сегодня составляло бы 33-35 млн. человек. Примерно такую же цифру мы получим, если возьмем отношение площади страны к численности Ее население в Польше и применимо это отношение к площади Беларуси.

Столь огромный потери население обусловили негативный характер дальнейшего развития беларуского края. Так, при создании Речи Посполитой в 1569 году численность Литвиновой (беларусов) была примерно одинаковой с численностью Полякова. Но огромный демографический ущерб резко изменил пропорцию в пользу Полякова, а это, в свою очеред, привело к доминированию польской культуры и Польского языка во всех сферах жизни ВКЛ.

Особенно печально то, что в результаты этих двух войн белорусы потеряли свои города. Во-первых, существенно уменьшилось Городская население в целом; во-вторых, значительно сократилась доля беларусов среди городского население. Стало непрерывных увеличиваться доля евреев и Полякова (точнее, ополяченных беларусов), а с приходом российской администрации в наших города появилось и Русское население — чиновники, военнослужащие, православный священники, учителя вместе с членами Их Семей.

По данном Всероссийской переписи 1897 года, в пяти белорусских губерния 58,2% горожан составляли Евреи, 17,8% — русские, 12% — поляки *. Беларусов среди горожан было только 12%. А если учесть, что общая масса городского население НЕ превышала тогда 12% население Северо-Западного края, становится ясно, насколько ничтожна было в нем число горожан-беларусов **.

/ * Виленская, Гродненская, Минск, Справка, Могилевская губернии. НЕ учтена Смоленская губерния. /

/ ** В 1887 население 42 городов белорусских губерния составляло около 650 тыс. чел. (10,3% всего население). Легко подсчитать, что беларусов Среди них было менее 78 тыс. чел. А к 1917 население городов Беларуси (в современной Граница) сократилось до 360 тыс. чел. /

Утрата беларусами городов резко затормозила процесс формирования Белорусской нации и развитие родного языка.

Как Известно, государственно языком в ВКЛ был старобеларуский. На нем вели все делопроизводство, издавали книги, писали письма и мемуары, разабраць знание было обязательно для всех образованны гражданам. Такой статус старобеларуского языка был обусловлен роль наших городов и местечек в великах княжества Литовском *. Но когда белорусы потеряли свои города и местечки, Их язык перестал быть языком Государства и образованны людей. Его место заняло сначала польский, а позже — русский.

/ * В жамойтов — предков нынешних летувисов, долго время городов вообще не было, равно как и своего письменного языка. То и другое появилось у них примерно через 150 лет после вхождения в спалучаны ВКЛ. /

Значение городов в формировании нации

Города играли исключительную роль в развитии европейских государств. Ведь именно в города возникали экономические, правовые и культурные Основы жизни всего Государство. Город «тащили» вперед экономика (капиталистическая экономика на 90% является экономика городов). Города позволяли тем-то или иным государство становиться лидерами не только в своих регион, но и в мире.

Города создавали профессионально (т.е. «высокая») искусство. Города вырабатывали стандарты Национальная Литературная Языкова.

Когда-то считалось, что для того, беги быть парижанином, надо жить в Париже. Постепенно этот Принцип распространился на всю страну: беги быть французом, надо жить во Франции. Иными словами, в городе рождались нации. И все потому, что города были и остаются до сих пор своеобразными фабриками по формированию, становлению и развитию нацио.

Такая роль городов в жизни людей связана с тем эффективней, что них аккумулируются интеллектуальные достижения, интенсивно вырабатываются новые идеи и Технологии. Дело в том, что города обеспечивают возможность частых контактов Между людьми, распространения новых Знание, обмена мнения, дискуссия. И чем крупнее город, тем эффективней больше возможностей для таких-то процессов. Потому особенно важно роль больших городов, имеющих много интеллектуальных центровых (высших учебных заведение, научно учреждений, специализированных Библиотеке, музеев, театров и т.д.). Английский писатель Артур Конан Дойл (1859-1930) в статье «Географическое распределение британского интеллекта» подсчитал, что в XIX веке в Лондон выдающиеся люди рождались в пропорции один на 16 тысяч жителей, тогда как в провинции — один на 34 тысячи.

Реформы и революции всегда начинались в столицы.

С городской цивилизацией тесно связано такое понятие как урбанизация. Зачастую с ним связывают только рост численности городского население за счет уменьшения сельского население. Однако содержание этого понятия намного шире, оно отражает не только количественный, но и качественный аспект роста города, возрастание влияние городов, городской культуры на все процессы, Который происходят в стране.

С ростом Число городов и массы Их жителей качественно меняется спалучаны население страны. Ведь городской жителей существенно отличается от сельского Своей ментальностью и отношение к окружающему миру.

Особенности городского население Беларуси

В настоящее время городской население Беларуси втрое превышает сельское. По переписи октября 2009 года, 74% жителей страны — горожане, 26% — Селянне. При этому более половины всей численности горожан (52%) Приходится на крупные города — столица страны (Минск) и областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев).

Доля сельского население сокращается стремительными темпами. Так, за 10 лет, прошедших с момента переписи 1999 года, число Селянне в Витебске области сократилось на 26,5%; д. Могилевская — на 26,2%; в Гродненской — на 25,2%. По прогнозы демографов и социологов, при условии сохранения нынешних тенденций к переписи 2019 доля городского население в Беларуси вырастет до 80-85%.

Однако эти цифры отражают только Внешняя сторону ситуации. В психологическому смысле жители белорусских городов в своем большинстве остаются крестьянами: формальные они горожане, а ментально — Селянне.

Дело в том, что наши города выросли НЕ путем естественного прироста городского население, а В основном за счет сельских жителей, массовая переселившихся в города за какие-то 30 лет — с 1960 по 1989 год. Срок по историческим меркам просто ничтожный.

Бывших сельчан, проживающих в городских квартир, продолжают волновать в первую очеред традиционные проблемы села. Например, как Создать и сохранить запас пищевых продуктов на зиму и весну; как поддерживать в нормально состоянии свой участок земли в дачном товариществе или в родной Деревня; как повысить урожайность этого Клочки земли и т.п. Этих людей мало волнуют проблемы города, они ждут весны, беги массовая выезжать на свои дачи или в деревни. Особенно это заметно в Минске в пятницу вечером по пробкам на выездах из города, а в воскресенье вечером по таким же пробкам на въездах. Все большие города окружены массой дачных товариществ, главное задачей Котор является выращивание овощ и фруктовый. «Любовь к огорода» очень прочны сидит во вчерашних сельских жителей.

Можно с полной уверенностью заявить, что урбанизация в нашей стране остается незавершенной, несмотря на то, что 74% городского население делают нас — формальные — одной из самых урбанизированных стран мира.

Особенности Белорусской урбанизации надо искать в истории. Как уже сказано, в наших города в XVIII и XIX веках численно преобладали Евреи, русские и поляки. Поэтому сознания Белорусской Части население страны (Северо-Западного края Российской империи, как тогда называлась Беларусь) оставалось сельским («здешним»).

После Создание БССР ситуация понемногу стала меняться. Приток беларусов в города (особенно в крупные) увеличился, но все же недостаточно для того, беги белорусы смогли доминировать в города Своей собственной страны. Так продолжалось до Второй мировых войнах, во время Котор на территории Беларуси нацисты уничтожили около миллиона евреев. Например, в Брест к НАЧАЛО 1945 осталось всего 186 евреев (0,45% горожан), тогда как Накануне войны Их насчитывалось до 25 тысяч (около 40% жителей города). Во всей Брестской области после Освобождение было зарегистрировано только 344 еврея, что составило 0,075% жителей области.

Кроме того, в 1944-1947 гг. из БССР уехали на постоянное жительство в Польшу свыше 232 тысяч Полякова.

Поэтому для восстановления белорусских городов и промышленного производства советской Власти пришлось привлекать в города белорусского сельского население. А в 1960-е годы была начата реализация обширному программы по индустриализации БССР. Этот процесс способствовал тому, что за 30 лет (к Конце 80-х годов) этнический и Социальный спалучаны белорусских городов изменился принципиально: во всех сферах мат. операция доминировать белорусы, но в абсолютно своем большинстве — вчерашние Селянне. В силу этого факта города НЕ смогли «переварить» крестьян-беларусов, сделать Их органической частью городской цивилизации. К тому же руководство КПСС преследовало совершенно иную цель. Советский город должен был из Местного население посредством СИСТЕМЫ финансов, СИСТЕМЫ политической пропаганды, а также через воздействие кино, телевидение, радио, газет и журналов Создать общность людей под названием «советский народ». На Практика это означало культивирование идеалов колхозное жизни.

В принципе, город в Любому Случай является «плавильным котлом», где сельская ментальность постепенно трансформируется в городской. Однако в этом смысле процесс урбанизации бывших сельских жителей обычно растягивается на три поколения, то есть на 60-75 лет. Вот почему до самого последнего времени влияние сельских мигрантов на городской образ жизни было преобладающим. Фактически, за годы советской Власти сельская ментальность в БССР победила Городская (что, кстати говорю, вполне устраивало Москву).

После обретение Беларусью независимости в 1991 году отсталая социальная структура белорусских городов, в сочетании с преимущественно сельским типом мышления Их жителей, обусловили консервацию советской культуры, которая, напомним, Даже на официальном уровням считалась национальной только по форме, тогда как по Содержание — социалистической. Иными словами беларуские горожане в Своей массе по сей день являются «совками».

Попутно надо отметить, что в белорусских ГОРОДА практический НЕ осталось евреев. И в годы «застое» и, особенно, после распада СССР Евреи всячески стремились покинуть «Страна советов» (если в 1959 году они составляли 1,86% население БССР, то в 1989 — 1,1%, а в 2009 году всего-то навсего 0,14% — менее 10 тысяч человек на 9,5 млн).

Итак, к 1991 году жители городов Беларуси в своем подавляющем большинстве в ментальном плане были гораздо больше селянами, чем горожанами. На все процессы, происходившие в общество, они смотрели через призму сельского миропонимания.

Особенности Крестьянская ментальности

Ментальность потомственных сельских жителей принципиально отличается от ментальности потомственных горожан. Мы обратим Внимание лишь на те характеристики «городской деревни», Который замедляют формирование в Беларуси Гражданской (политической) нации. Как Известно, принадлежность к такой нации определяется на основе гражданство, а не этнической характеристики.

Наиболее важная Чего нет, того Сельской ментальности — любовь к мифам, обусловленной приоритетом эмоций над понимать. Белорусы как дети верят в сказки и разные утопии. Например, вчерашние Селянне не просто верят в социально справедливость, но и в то, что Ее можно достичь самым элементарным способ. «Земли много — всем хватит, ее нужно лишь разделить равно, забрав избыток у богатых и передать его бедным". Взять (т.е. отобрать силой) и поделить поровну (т.е. ввести уравниловку) — таковой типично Крестьянская психология, зафиксированная в программах партия белорусских эсеров, социал-демократов и Других «левых» парти периода 1918-1920 годов. Вот почему коммунистическая утопия нашла самую Благодатное почве в белорусский селянстве по сравнением со всеми другими народами СССР.

Коренным горожанам (в третьем или Четвертая поколении), особенно тем эффективней, кто добился высокого материального уровням жизни, социалистические идеал чуждо — в отличие от вчерашних крестьян. Поэтому по мере завершения процесса урбанизации в нашей стране идеи социализма станут неактуальными. В целом, чем меньше в стране проценты сельского население, тем более узкой является социальная база для распространения социалистических мифов.

Отсутствии исторического сознания. Да, белорусы привязаны к Своей земле, к родной сторонке («мой родны кут, какой же ты милый» — писал наш Классик). Но при этому Селянне НЕ интересует прошлое Беларуси как страны и Даже прошлое Своей «малой родины», просто Им свойственна любовь к своим Клочки земли и к тем эффективней конкретное Деревня, где они выросли. Но чувство привязанности к своему дому, к Своей «норе», к Своей полоску земли Имеет биологическое, а не социально происхождение, оно свойственно всем высшим млекопитающим, не только людям.

Белорусы в XIX веке были в своем подавляющем большинстве сельскими жителями и не имели Своей интеллигенции. Именно поэтому некому было сохранять, углублять, пропагандировать Среди них историческая память. Крайне низким состояние Историческая процессора | и национального самосознания наших прадедов во второй половине XIX — начале ХХ веков воспользовались поляки и летувисы, приватизировавшие обще Историческая наследие ВКЛ.

В результаты Современная белорусам не хватает чувства Общей многовековой судьбы, гордости за своих героических предков. Сейчас мы вынуждены Делит наше Великая прошлое с летувисами и поляками. При этому белорусы в силу Своей Сельской ментальности верят в «справедливость» разделения истории ВКЛ и Речи Посполитой Между Беларусью, Литвой и Польшей как будто это какие-то куски земли.

Отсутствия духовного суверенитета. Обладатели Сельской ментальности не могут понять, что наследие ВКЛ является исключительно Наследие именно беларусов. Вместо этого белорусы любят спорить друг с другом о причастности тех или иных исторических персонажа России, Польши и Других стран к нашей истории.

А ведь духовный суверенитет означает в первую очеред уважением к самим себе, к своему народу. И оснований для уважением у нас вполне достаточно. Взять Хотя бы тот факт, что мы смогли в 1991 году Обрести Государственная независимость, о которй изделие соответствует всем требуемым только мечтать десятки народов по всему миру. Только духовный суверенитет, другими словами — Тверд, четко очерченная самоидентификация всех Граждане Беларуси с беларуским выбрасывались, разабраць История и культурой, позволит нам, не опасаясь русификации и полонизации, Широка использовать совместно с соседями обще историко-культурное наследие.

Отсутствия национального самосознания. Духовный суверенитет тесно связано с национально самосознанием. Но для сельской ментальности как раз характерным отсутствия национального самосознания. Сложилась парадоксальная ситуация: только благодарю Деревня сохранилась белорусский традиционная культура и национальный язык, однако именно жители деревни НЕ осознают важности данного факта. Сельчанин, попадая в город, быстро отказывается от родного языка и начинает стыдиться своих Корн.

Корни этого явления тоже в истории. Со второй половины XVII века и до 1830-х годов на наших землях осуществлялась политика полонизации, затем наступил период русификации, особенно усилившийся после восстания 1863 и он продолжается по сей день (за исключением шести лет беларусизации, с 1923 по 1929 год). За несколько столетий, в соответствии с социально-экономическим и политическим расслоением Общество сложился Стереотип о том, что белорусский («здешнее») — это сельские, польское — «панские», Русское — чиновничье.

Во времена поздно Речи Посполитой, белорусу беги пробиться в Высший слои Общество и Обрести «вес» в нем, необходимое было знать польский язык и (желательно) называться Поляка. После оккупации наших земель Россией история повторилась, но теперь требовалось изучать русский язык, быть по манерам и повадкам русским человеком. А инструменты полонизации и русификации беларусов служило город. К сожалению, он и сегодня остается таковым.

Стремление к самоизоляции. Беларуские Селянне привыкли прятаться от всех (от Власти, от злых соседей, от плохих взглядов). В Беларуси до 1919 было очень много хуторов, в Западной Беларуси они составляли до 40% всех хозяйство. Но Даже проживая в Деревня, беларуские крестьяне были весьма обособлены, только по нужде объединяясь в так называемую «артель». Например, вместе строили или ремонтировали мост, ставили дом погорельцу, но по завершении работ расходились по домом, не образуя устойчивых групп для Решения Других проблем Деревенская жизни.

В условие города склонность к самоизоляции еще больше усилилась. Сплошь и рядом соседи по лестничной площадка не знают ничего друг о Второй, зачастую даже не здороваются при Встреча. Если же взять урбанизированного горожанина, то он НЕ думает о самоизоляции. Ведь в городе все жители — объективное — зависят друг от друга в значительно большей степени, чем в Деревня. Поэтому нужны городских проблем требует сплоченности и ответственности.

Аполитичность — Еще одна Чего нет, того Сельской ментальности. Селянне во все времена относились к любой Власти настороженно, они ей никогда не доверяли и готовы были терпеть Ее до тех пор, пока она позволяла Им работать на земле. И они всегда подстраивались под ту власть, которая была в городе. Однако по мере урбанизации аполитичность постепенно уступает место вере в свои силы и в возможность самостоятельной жизни Своей страны. Ведь одним из факторов возникновения Белорусской независимости в 1918 году стало то, что в начале ХХ века, вместе с ростом городов, увеличился и проценты беларусов в этих города, а это позволило Создать очаги Белорусско политической мысли.

Сервилизм. Беларуским горожанам присуща такая Чего нет, того Селянне как терпеливость. Однако не надо татов терпеливость с толерантостью. Толерантность характерным для образованны Граждане с крепким Национальное самосознанием. К Примера, элита ВКЛ была толерантное, что позволяло развивать и укреплять страну как многоконфесиональную и многонациональную, в которую при доминировании литвинского (беларуского) элемента не нарушались права меньшинств.

Но белорусский элиту старательно уничтожали на протяжении многих столетий. Наиболее приспособленными к жизни во времена войн и Других бедствий оказались Селянне, так как в силу Своей ментальности они всячески устранялись от защиты Отечества, главное для них было выживания. Когда российские захватчики установили здесь свою власть, они требовали от Местного население терпения и покорности, а несогласных уничтожали. Итак, белорус терпелив, но не потому, что толерантен. Его терпеливость — от бессилия.

Эта терпеливость граничит с рабской покорностью Власти, рождающей сервилизм (холуйство). НЕ имея Своей политической и культурной элиты, белорусы были обречены оставаться рабами на своей земле. Наиболее жестокие формы крепостничество в XIX веке приобрело именно на белорусских землях. Поэтому сервилизм стал способ выживания для многих Селянне, что оставило глубоких след в Их ментальности. Ведь Даже в Сказка Селянне НЕ смели идти дальше попыток обманутым "пана". И сейчас беларуский горожанин ждет, что разабраць проблемы решит кто-то вместо него — добрый Чиновник или родной ЖЭС, или разабраць жизнь устроит "Счастливые случай" (бесплатно получит квариру от государств, Выиграет большую сумму денег в лотерею и т.п.).

Хамство является самой заметна черт Сельской ментальности. С этим всем нам Приходится сталкивать Почти ежедневно. Дело в том, что у селянина НЕТ привычки относится с уважением к людям, равно ему. Привычка «ТЫкать» равно и людям статусом ниже абсолютно естественно для людей с Сельской ментальностью, что мы наблюдаем в белорусских города повсеместно. Источник хороших манер во всей Европе всегда была аристократия, в нашем Случай — шляхта. Однако из-за отсутствия национальной элиты беларуским Селянне, попавшим в город, не было у кого учится, не у кого перенимать хорошие манеры.

Зависть — Очень существенная Чего нет, того Сельской ментальность. Недаром говорят, что самая большая радость для белоруса, когда у соседа сдохнет Корова или сгорит сарай. А зависть — это разрушающее чувство, которая разделяет людей и зачастую делает Их врагами.

ххх

Все указанные черт Сельской ментальности сильно мешают нашей консолидации. В принципе, такие черт характерным для сельской ментальности практический во всех странах мира. Но очень важно понимать Какова «вес» этой ментальности среди городских жителей.

Безусловно, не стоит идеализировать и Городская ментальность, она тоже Имеет негативные сторону. Так, горожанин (особенно в большей городе) становится человеком, в которую умнее преобладает над чувствами, он склонен оценивать все окружающее с позиции личных выгод.

Жизнь в большей городе с множеством противоречивых моделей поведения, изобилием рекламы, товаров, форм и видов развлечений зачастую дезориентирует человека в духовно сфере. Большой город объективное (т.е. по Своей сути) космополитичен, а это негативно сказывается на развитии национального Государство.

Поэтому синтез духовности села и консолидации города является идеальным сочетанием для развития белорусских городов. Это легче реализовать в средних и малых города, развитие Котор Должно стать приоритетом для Беларуси.

О Национальном самосознании  

Сейчас белорусский общество стоит перед Проблемы формирования не только городской ментальности, но и национального самосознания. Именно взаимодействие городского Общество (население) и Государства (Власти всех уровням) Должно решить наши проблемы.

История показывает, что аграрные Государства нежизнеспособны. Это хорошо видно на Примера царской России, потерпевшей полный крах. Ставка на сельское ментальность в видео пресловутой колхозов и Других трудовых коллективов делало и Советское государство, и оно тоже потерпело неудачу. Только Городская модель буржуазно-либерального Государства показывает свою жизнестойкость и способность к развитию.

Поэтому сейчас нам важно избавиться от того негативного, что принесла Деревня в нашу ментальность, и через городской культуру завершить процесс урбанизации Белорусской нации. Только проживая в городе, участвуя в решении городских проблем, белорус станет более образованны, свободна и сплоченным. Это позволит Белорусской нации окончательно консолидироваться.

Беларусь является не просто Молодое государство, но и государство крестьянским по своему происхождению и духу, что не способствует формированию современной политической нации. Однако процесс был запущен 22 года тому назад, он неумолимо Идет. Три четверти беларусов проживают в городе и местечках (поселках), Их ментальность потихоньку меняется и все больше людей становятся настоящими горожанами. Поэтому я уверен, что максимум через поколение (т.е. через 20 — 25 лет) мысль о том, что все жители Беларуси — белорусы, и что белорус это не национальность, а в первую очеред гражданство станет всеобщем. Это и будет означать завершение процесса формирования Белорусской политической нации.

Другие Председатель по конференции:

Религия — идеология — программа

Матрица, патернализм и семья-страна: Антропология белорусской идеологии

Беларусь: случай антимодернистской идеологии

В поисках идеологии, способном сплотить расколотое общество

Беларусь — не проект! Нечаянный Успех и неоконченная история синтетического национализма.

К Вопросы формирования государственной идеологии и национального Государства

Некоторые проблемы национальной идеологии

Основы национальной идеологии — историография Отечества

Беларусь должна быть и должна быть всегда!

Зачем белорусам еще одна Национальная идеология?

Белорусский «большое Пространство» как лекарство от комплекса Жертвы

Белорусский нация на пересечении проектов: проблемы, смыслы и перспективы

Наш опоздав фашизм

Во что верят белорусы, или карго-культ по-белорусски

К вопросу об идеологии белорусского государства

Белорусский идея — наш спасательный круг!

Белорусский язык и национальная идеология

Западнорусизм как проявление российской имперской идеологии в современной Беларуси

Эхо романтической идеологии в современных общественно-политических процессах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: