«Белорусские Чапаева»

Осенью 1934 в СССР вышел в кирпич кинофильме «Чапаев» режиссеров и сценаристов однофамильцев Георгий и Сергея Васильевой. Этот фильм, снятый по мотивы одноименной повести Дмитрия кучера, опубликованной в 1923 году, был посвящен командиру 25-й Стрелкова дивизии Красной армии Василий Иванович Чапаеву (1887-1919).

Фильм, воспевавший «Романтик революции», д. Историческая плане от начала и до конца представлял собой сплошной ложь *. Но, талантливая Сделанные, он приобрел огромное популярность у зрителей. А главное, разабраць отметил и одобрил Сталин — главный «ценитель» Советского кинематографа. Газеты, журналы и радио наперебой расхваливали фильм.

/ * Одна из выдумок киношников: В.И. Чапаев погиб в реке Урал под вражескими пулями. На самом деле Чапаев (чуваш по национальности) попал в плен к белогвардейцам и был расстрелян. В 1928 году в Москву проходил судебный процесс над «убийцами комдива Чапаева». /

Огромный Успех киноленты вызвал дикую зависть у многих деятелей «пролетарского» искусства »и причастных к душераздирающую« руководящих Товарища ». В этой связи кое-где на городах Даже происходили «подковерные разборки». Например, начальник Управление по делам искусства Совнаркома БССР некто Пасюкевич написал докладную записку в адрес руководство республики. В ней он заявил, что Хотя актер Леонид Кмит и числится в штатах киностудии «Советская Белоруссия», но ни в одном фильме НЕ снимался. А вот как только студия «Ленфильм» взяла разабраць д. Картины Васильевой на роль ординарца Петьки, так сразу "получил звание заслуженного Артиста СССР». Пасюкевич намекал на то, что такой чести артист НЕ заслужил.

«Начальника искусство» не владело ситуация. Леонид Кмит успел сняться в нескольких белорусских Фильмы. В том Число вместе с Борис Бабочкиным, приглашенным Васильевыми на роль Чапаева. Впрочем, «мышиная ездовой" вокруг артистов на почве зависти была «цветочками». «Ягодки» появились позже, когда Москва поставила задачу Создать в Союзное республика киноленты о своих «Чапаева».

В 2006 году историки обнаружили весьма Любопытный документы в фонде И.В. Сталина, хранящемся в Российской государственно архиве социально-политической истории. Это письма от 13 мая и 15 июня 1936 года, подписанные Николаем Гикало — первым секретарь ЦК КПБ, и Николаем Голодед — Председатель Совнаркома БССР. В первом из писем сказано:

«Согласна Ваших личных Указания, переданных через тов. Голодеда о создании кинофильма «Белорусский Чапаев», мы уже приступили к собиранию необходимое материалов. Но мы натолкнулись на затруднение В основном Вопрос — кого взять главную героем этого фильма, т.е. кого взять за «Белорусского Чапаева». Ряд людей, которую мы перебрали, по-видимому, не подойдут для такой большой задачи, которую Вы поставили перед нами и в Котор должна быть сконцентрирована героика Гражданской войны.

Придавая этому делу исключительно важное Значение, и зная, что Вам лично Известно не малое настоящих героев Гражданской войны, в том число и по Западным фронта, Организатор Победа на которую Вы являлись, как и на Других участках, мы обращаемся к Вам, тов. Сталин, с просьбой человеком нас по этому вопросы и помочь нам подсказать (назвать) «Белорусского Чапаева», как это Вы помогли украинцам, назвав Фамилиа Щорса ».

Примерно таковой же содержание второго письма («по вашему решении — мы прибудем в любое время» …).

Сталин на эти письма НЕ оружие, Гикало с Голодед НЕ принял. Почему — неизвестно. Документов на этот счет нет. Зато точно установлено, что идея фильмов об украинских, белорусских и прочих «Чапаева» принадлежала лично Сталин.

После Указания вождя в республике немедленно начали Подготовка к съемка «Политический важно» киноленты, а главное — мат. операция искать для нее подходящего героя. Вот выдержка из протокола заседания бюро ЦК КПБ от 19 декабря 1935 года, с грифом «строго секретно»:

«В 15-дневный срок рассмотреть вопросы, связанные с Создание фильма, посвященного Белорусскому« Чапаеву ». А вместе с этим определиться с кандидатурой на роль главного героя, автор Сценарий, режиссера-постановщика и Других исполнителей ».

ЦК создал специально комиссия. Она устраивала заседания в Институт истории партии, опрашивала бывших участников Гражданской войны. Быстро удалось определить восемь кандидатов на роль беларуского Чапаева. Далее Среди них все ярче стал вырисовываться один. Большинство «Товарищ», причастных к «Решения вопроса» (в том число Голодед) пришли к вывода, что этим героем должен стать Александр Соловей, Бывший работник, создавший в 1918 году так называемую «Рудобельскую республику». Герой из Полесск глубинки, Который боролся с немцами, подавлял «эсеровские мятежи», а потом воевал с поляками и погиб в 1920 году, когда на разабраць отряд налетели польские уланы и «порубили соловья вместе с конем на Мелкие кусочки».

Справка: Александр Романович Соловей (1897-1920 — Участник Борьба большевиков за власть, объявленный в БССР героем Гражданской войны.

Родился в Деревня Рудобелка Бобруйского повета. В декабря 1917 20-летний малограмотный парень возглавил Рудобельский волостной ревком. В январе 1918-го Соловей превратил ревком в штаб отряда «красногвардейцев», сформированного из местн маргиналов. Отряд несколько раз участвовал в столкновение с легионерами I-го Польского корпуса генерала Ю. Довбур-Мусьницкого.

Во время германской оккупации Восточной Беларуси (апрель — Ноябрь 1918 г.) Соловей возглавлял так называемую «Рудобельскую республику»: был Председатель подрайонного комитета РКП (б) и одновременно командовал местными партизанами. Устанавливал власть большевиков в Бобруйске в момент эвакуации немцев (28 ноября 1918 г.), участвовал в подавлении мятежа эсерам Стрекопытова в Гомеле (март 1919 г.) и крестьянского восстания против большевиков в Черниговская губернии.

Летом 1919 года, как командир Бобруйского интернационального батальон, а затем Борисовского полотнище воевал с поляками, занявшими Бобруйск и вышедшими к Березин. В сентябре — Декабрь 1919 во главе конного отряда совершил рейд по тылам войск национального Правительство Латвии. С декабря 1919 командовал 1-м Интернациональная батальонами полотнище имени Красных коммунаров, участвовал в боях за Освее, Режицу, Полоцк, Борисов, Лепель.

С лета 1920 вместе со своим батальон состоял в 3-м конном корпусе Г.Д. Гая, участвовал в захватом Вильни и Гродно. Погиб 15 августа 1920 в бою за местечко Кольно в Польше.

ххх

«Рудобельской республика» называли Рудобельскую волость, где в 1918-20 гг. во время оккупации Белоруссии войсками Германии и Польши Местная большевикам удалось сохранять свою власть.

Рудобельский ревком, превращенный в штаб, а потом в партийный комитет, возглавлял недавний работник Александр Соловей. Членами ревкома — штаба — парткома были работник Леонтий Одинцова (1891-1943), Бывший солдаты-фронтовики Максим Левков (1894-1937) и Максим Ус (казненный поляками в январе 1920), а также Н. Звонкович.

Партизаны («красногвардейцы») деревни Рудобелка и Окрестная деревень охраняли свои селения от реквизицию польских легионеров и немецких военных команд, вели среди Местного население Первый «за революцию». Накануне эвакуации немцев отряды соловья и Других Местная командиров вошли в Бобруйск и пытались помешать оккупантам вывозить награбленное имущество.

Во время польской оккупации в волости действовали партизанские отряды, которыми командовали М. Левков, П. Молокович, Т. Володько, А. Полонейчик. Их «главнокомандующим» являлся А. Соловей. Отряды нападали на польские обозы, разрушали деревянные Мосты возле деревень, совершали налета на Железнодорожный станции. В январе 1920 года польской командование направило против партизан карательную экспедицию. Она сожгла несколько деревень, в т.ч. Рудобелку. Несколько Десятичные партизан погибли в боях, примерно столько же сдались в плен, но поляки Их казнили.

Летом 1920 года, после прихода «Красных», Местные жители на общем собрания переименовали свою волость в Октябрьское.

Создание Сценарий комиссия ЦК поручила писатель Анатолий свободными и Григорий Кобец. Раньше они уже писали сценарии к нескольким Фильмы. Вот что рассказала по этому поводу Елена Григорьевна Кобец-Филимонова — дочь Г. Кобеца:

«Авторы ездили по задание ЦК партии в командировки, побывали на месть Боевой, встречались с матерью соловья, с разабраць боевыми друзьями. Собрали Обширнейший материал. Кроме того, в Их руках оказались партийные документы. Так что сценаристам было о чем писать, фактуры хватало. Но они пошли дальше. Авторы показалось, что мало красочней эпизодов, нет той изюминки, которая нужна для захватывающего фильма. Поэтому Решили Создать обобщающий образ и наделить разабраць более яркими чертами. А это не всем понравилось. В газетах и на заседании в Союзе писатель / 26 апреля 1936 г. — АВТ./ Драматургов упрекали за такую трактовку и Даже за деда Тимоха, Который затмил Алеся соловья.

Сценарий Вольный и Кобец дорабатывали в Доме литераторов под Пуховичами. И надо же, какая судьба! Вернулись они в Минск с надежда, что скоро начнутся съемки. Но в ту же ночь Анатолия Вольного арестовали, а потом и расстреляли *. А папа мой под видом командировки для сбора фактов ко второй серии фильма «Искатели счастья» уехал на Дальний Восток. И «уехал» надолго: в Общей сложности 22 года провел в ГУЛАГе ».

/ * Анатолий Вольный — псевдоним Анатолия Ажгирея. Его казнили в ПОДВАЛ минской внутренне тюрьма НКВД в ночь с 29 на 30 ноября 1937 г. было ему тогда 35 лет. /

Короче говорю, фильм о «белорусском Чапаева» не состоялся. Почему — неизвестно. Можно только строит предположения на этот счет. Минский журналист Евгений Казюкин выдвинул следующая версия:

«Причина, скорее всего, одна. Вождь, у которого была цепкая память, и Который ревностно следил, как исполняются разабраць поручения, особенно по Создание кинокартин, Вероятно все знали о работе над Фильмы. Знали, что белорусы, не информируя разабраць, уже выбрали героем Алеся соловья, что написан Сценарий и его обсудили на заседании Союза писатель, утвердили и скоро начнутся съемки. А в том сценарии ни слова об «Организатор победы на Западном фронте», т.е. о Товарищ Сталин, о разабраць роли в Борьба с немцами и белополяками.

Этого Сталин НЕ простите и Александру Довженко, создателю украинского Чапаева — «Щорса»: в том фильме тоже почему-то забыли сказать доброе слово о велике вожде. Но «Щорс» появился на экранах, а «Белорусскому Чапаеву» не повезло *. НЕ повезло и тем эффективней, кто участвовал в разабраць создании. Один из авторов Сценарий о соловья был арестован и расстрелян, а второй, боясь расправы, вынужден был бежать на Дальний Восток (но все равно угодил там в лагерях) »*.

/ * Фильм «Щорс» вышел на экраны в 1939 году, однако в смысле популярности до «Чапаева» ему было очень далеко.

Кстати говорю, Николай Щорс погиб 30 августа 1919 во время боя у села Белыницы под Коростень. 44-я Стрелкова дивизия, которую он командовал, отступала к Киева под натиском войск УНР. В Военно-медицинской музее в Санкт-Петербурге хранится дело о гибели 24-летнего Щорса, с материалами вскрытия. Щорс был убить выстрелом из револьвера в затылок. Его застрелил сотрудник особого отдела дивизии. Подоплека убийства в том, что большевики НЕ доверяли Щорсу, считаю разабраць «излишне самостоятельным».

Примерно по таким же соображениям был убить 6 августа 1925 и Григорий Котовский — «молдавский Чапаев», награжденный тремя орденами красного Знамени. Он в то время командовал 2-м кавалерийским корпусом РККА, имел огромное популярность в народе и в армии, и тоже отличался «излишней самостоятельностью». Большевики панически боялись всех потенциальном «Бонопартов». /

Письма Гикало и Голодеда показывают, что они были написано с единственной цель — обезопасить себя. Столько в них мольбы, столько преклонения! Что-то напугало Главная белорусских начальников. Возможно, они поняли, что Иосиф Виссарионович будет гневаться. Но Леста и мольбы НЕ помогли. Вскоре Их обоих — по указки из Москвы — назвали «двурушниками-троцкистами», «врагами народа», «шпионами Иностранная разведок», исключили из партии, изгнали со всех постовой, а затем убили **.

/ ** Голодеда чекисты казнили 21 июня 1937 года, Гикало — 25 апреля 1938. /

В начале 70-х годов вышла в кирпич кинолента «Рудобельская республика», созданное по Сценарий Граховского и Фигуровского. Но в этом фильме Соловей был лишь одним из героев, а не Центральном персонаж. К тому же фильм получился скучные. Нет в нем ни динамики, ни Остра моментов. Поэтому разабраць быстро забыли.

В наше время и историки, и «читающая публика» воспринимают Гражданская войну совсем не так, как в 70-е, а тем более в 30-е годы. Ни о какой «героике революции» не может быть и речи *. Если бы сейчас мат. операция снимать фильм об Александрия соловья, то, скорее всего, изобразили бы разабраць «красным» Бандиты, осатаневшим от вседозволенности и крови …

/ * Весьма характерным название одной из лучших книг о Гражданской войны, появившихся за последние 10 лет: «Гражданская история безумных войны». Авторы — историко Андрей Буровский и писатель Михаил Веллер. Опубликовано в 2007 году в Москве. /

 Максим Петров, альманах «Деды»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: