Александр Лукашанец: «Возвращение мягкого знака лингвистического не оправдано»

Татьяна Подоляк

Читатели попросили уточнить

После публикации материалов о новой редакции белорусского правописания, а также интервью с Виктором ивчанкавым «Газета« Звязда »была экспериментальной площадкой новой редакции правил белорусского орфографии …» (30 августа с.г.) в редакцию звонили читатели с просьбой уточнить некоторые проблемные нюансы правил — действующих и «перспективных». Сегодняшний гость «Звезды» — директор Института языкознания имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси, доктор филологических наук, профессор Александр Лукашанец.

— Александр Александрович, хотелось бы уточнить по поводу процедуры принятия новой редакции «Правил белорусского орфографии и пунктуации» — кто будет «последней инстанцией» ее утверждения?

— Согласно с информацией, которая представлена в средствах массовой информации, руководителем страны Министерству образования поручено подготовить пакет документов для принятия решения о введении в действие проекта новой редакции «Правил белорусского орфографии и пунктуации». Именно за Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко будет последнее слово: белорусский язык имеет статус государственного.

Кстати, хотел бы заметить, что проект новой редакции «Правил белорусского орфографии и пунктуации» подготовленный Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством образования рабочей группой под руководством академика А.И. Подлужного. и тот окончательный вариант, который сейчас рассматривается, по моему убеждению, является актуальным и наиболее оптимальным в сегодняшней ситуации. Он должен ликвидировать тот орфографический разнобой, который существует в белорусскоязычных печатных изданиях, обеспечить стабильность и преемственность праваписных норм белорусского языка, облегчить ее преподавание в школе.

— Сразу после утверждения новая редакция будет опубликовано в печати, выйдет отдельным изданием?

— Безусловно. Полагаю, в документе о введении в действие новой редакции «Правил белорусского орфографии и пунктуации» будет определен срок издания этих правил массовым тиражом.

— Будет ли сразу, параллельно, выпущен учебник? Ведь вы же сами понимаете: ученику, зубрить правила, сверять учебник с другим изданием, мягко говоря, не совсем удобно?

— Что значит — учебник? Один, общий учебник? .. Для того, чтобы усваивать правописания, достаточно будет «действующих» учебников и выданной новой редакции правил. Поскольку изменения, которые предлагаются, не требующих срочного переиздания учебной литературы, они будут вводиться в учебники в процессе их естественного обновления. Будут выходить новые издания — и будут вноситься правки, коррективы.

Институтом языкознания имени Якуба Коласа, кстати, подготовлена новая академическая грамматика белорусского языка. Как только будет введена в действие новая редакция правил орфографии, мы постараемся, чтобы в скором времени вышло и новая грамматика. Почти полностью подготовлено и переиздание нормативного словаря белорусского языка, где должны быть зафиксированы все эти изменения. Указанные работы, я думаю, станут базой и для нового поколения учебной литературы по белорусскому языку.

О конкретном учебный пособие или учебник речь не идет, потому что непосредственным «руководством к сведению» является сам свод правил. Их новая редакция — это не реформа, а лишь уточнение некоторых моментов. Хотя, безусловно, актуальной является подготовка практических справочников и комментариев, в первую очередь, для учителей белорусского языка.

— После принятия новой редакции «старые» правила автоматически станут вне закона либо какое-то время будут еще действовать? Иначе говоря, если школьник или студент написал слова соответствии с уже отмененным правилам (трио, а не трио, как предлагается в новой редакции) — это будет считаться ошибкой и, соответственно, снизится оценка?

— Это также будет предусмотрено нормативными документами.

Я понимаю, этот вопрос вас беспокоит с точки зрения обучения и проведения выпускных и вступительных экзаменов по белорусскому языку … Министерством образования будет разработан специальный план мероприятий, которые обеспечат гармоничное введение новой редакции правил в школьную практику. Для этого будет отведен достаточный период, чтобы переход этот был беспрепятственным.

В ходе «переходного периода» должно быть разрешено параллельное использование правил — старого и нового. Во всяком случае при оценке уровн