Календарь

Ноябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

Никандрова, Нил. Иван Солоневич: народный монархист. Москва, 2007; Soloniewicz, Iwan. Rosja w lagrze. Warszawa, 2007 (Андрей Тихомиров)

Никандрова, Нил. Иван Солоневич: народный монархист. — Москва: Алгоритмы, 2007. — 672 с.

SOLONIEWICZ, IWAN. Rosja w lagrze / przeklad z jezyka rosyjskiego STANISLAW DEBICKI, weryfikacja i uzupelnienie tlumaczenia, redakcja AGNIESZKA KNYT. — Warszawa: Osrodek KARTA, 2007. — 526 s.

Интерес к "западнорусских" проблематики среди современных исследователей истории Беларуси XIX-XX в. ограничивается в основном общей характеристикой этого течения[1] или биографиями отдельных деятелей (до сих пор можно вспомнить только биографию Михаила Каяловича авторства Валерия черепицы[2]).

Несмотря на то, что первые годы жизни и профессиональной активности Ивана Солоневича прошли в Беларуси, жизнь и творческое наследие этого идеолога российского неаманархизму в контексте "западнорусских" течения практически не исследуется белорусскими авторами. Есть только несколько небольших статей в справочных, энциклопедических изданиях[3], одном сборнике исторических эссе[4], а также переиздана в Минске в 1998 г. одна из главных работ Солоневича "Народная МОНАРХИЯ"[5]. На российский книжный рынок имя Солоневича вернулась после 1991 г. и до сегодня его книги застаю ся востребованными и довольно популярными, особенно в монархических и националистических кругах. Практически все его значительные работы переизданы в России, нашли своих исследователей (как среди сторонников идей, близких Солоневич[6], так и среди более критических философов и социологов[7]), А наследие Солоневича возвращается в научный обиход.

В 2007 г. российский журналист из Каракаса (Венесуэла) Нил Никандров издал в Москве первую подробную биографию Ивана Солоневича. В начале следует отметить, что нельзя считать работу Никандрова научным изданием в кратком смысле. Она больше приближается к жанру беллетризованная биографии, написанной на документальных свидетельствах. В книге есть ссылки (но не всегда), однако нет справочного аппарата, а лишь небольшая библиография. Автор также широко использовал ресурсы Интернета, но практически нельзя найти точных адресов веб-ресурсов, на которые он ссылается. В исследовании использованы печатные работы Солоневича, материалы частной корреспонденции Н. Никандрова с родными Солоневича, а также материалы, собранные в различных архивах (НКВД, Секретариате ЦК КПСС) Юрием Марковым (папка с этими документами оказалась в Никандрова, и он их довольно часто цитирует, однако понятно, очень трудно говорить о возможности верификации этих данных другими исследователями). Книга написана доступным языком, местами стиль напоминает детективный, но это можно понять, учитывая все обстоятельства жизни Ивана Солоневича и его авантюрные и опасные приключения. Автор очень симпатизирует взглядам Солоневича, декларирует необходимость объективного исследования его судьбы (15), пытается разрушить довольно распространенные взгляды о Солоневича (особенно важен сюжет об отношениях главного героя книги с нацистами и немецкий период жизни). При всех указанных недостатках книга Никандрова является важным источником информации о Солоневича, показывает очень много малоисследованным моментов его биографии и занимает значительное место среди трудов по истории "западнорусских" мысли в ХХ в.

Отношения Никандрова к белорусскому движению критические, он здесь практически солидарен с Солоневич, но сам белорусский сюжет раскрыт автором неточно и довольно слабо. Очевидно, что Никандров не имел возможности познакомиться с исследованиями на белорусском языке на эту тему (в связи с их отсутствием), в от одной ссылке он пишет о "нынешних ультра-патриотов в Беларуссии" (21), при этом ссылается на ближе неопределенный сайт в Сети.

Иван Солоневич прежде всего известен на Западе как один из первых беженцев из сталинского Советского Союза, который выжил в системе ГУЛАГа и написал повесть "Россия в концлагерь" (1935-1936 в газетном варианте, 1936 г. — отдельной книгой на немецком) о лагерный быт и сущность коммунистической системы. Работа Солоневича была одной из первых книг, вышедших на Западе на эту тему (и была переведена на несколько европейских языков и на японский), гораздо раньше, чем более известное свидетельство Александра Солженицына. Здесь следует упомянуть также еще одного белоруса — драматурга Франтишка Олехновича, который выдал свое свидетельство "В когтях ГПУ" в 1937 г. Параллели с Олехнович проявляются также в контексте четкого антикоммунизма Солоневича, но если говорить о других взгляды этих авторов, то они четко расходятся.

Биография Солоневича остается малоизвестной и спорной не только для широкого круга историков, но даже для исследователей, занимающихся прежде всего им. Споры начинаются с вопроса о месте рождения. Много авторов просто говорит о Гродненскую губернию, другие упоминают село Рудники Пружанского уезда (ныне Пружанский район)[8], Нил Никандравличыць, что местом рождения публициста было городка Цеханавец Гродненской губернии (ныне Подляское воеводство Польши) (19). Это свидетельство лучше всего подтверждено документально, в частности архивным документам — формулярные списки отца Ивана — Лукьяна Михайловича, который именно в год рождения сына (1891) работал учителем в Цеханавцы[9]. Другое свидетельство приводит исследовательница из Петербурга Т. Исмагулава, которая по материалам студенческой дела И. Солоневича из петербургского архива пацвяжае Цеханавец в качестве места рождения[10]. Единственной ошибкой Исмагулавай было то, что она перепутала Цеханавец с Цеханавам, который находится гораздо севернее Цеханавца и был до 1999 г. воеводским центром. Эта же ошибка перешла и в книгу Никандрова (19).

Первые годы жизни Ивана Солоневича описаны в книге в основном на автобиографических воспоминаниях и частично на публикациях. Интересным моментом, о котором почти никто из белорусских исследователей не упоминал, были отношения между родителями публициста, их развод и "двойную жизнь" Лукьяна Солоневича, который несколько лет подряд имел фактически две семьи (26). История газеты «Белорусская жизнь" (с 1911 г. — "Северо-Западная жизнь") Лукьяна Солоневича и участие Солоневича-младшего в ее редактировании упоминается Никандрова довольно коротко (23-33), практически белорусский период жизни занимает в книге 13 страниц .

Следующий большой сюжет-это биография Саланевичавчасы Первой мировой войны, событий 1917 г. и гражданской войны. Особенно интересным моментом была его журналистская деятельность в "Новом времени"[11] и других изданиях Петербурга и личные отношения к событиям революции 1917 г. Жизнь Солоневича в Киеве и Одессе, полное активной деятельности в пользу "белых", арест уже в советской Одессе описаны довольно подробно, но, как и в большинстве случаев, на основании собственно воспоминаний Солоневича и его супруги. С 1921 до 1933 года Солоневич пытался приспособиться к советской системе, работая в качестве журналиста и спортивного чиновника в профсоюзах в Одессе и Москве. Одновременно он вместе с семьей и братом Борисом готовил побег из Советского Союза. Первая попытка не удалась, но группа Солоневича не была арестована. Вторая попытка закончилась арестом и восьмилетним сроком заключения в лагере в 1933 г. В 1934 г. Саланевичы благодаря своей профессиональной спортивной подготовке сбежали из лагеря Медгара Финляндию. Их бегство сделали довольно большой резонанс на Западе и в самом НКВД (в советской прессе, разумеется, правцёки ничего не писали).

Нил Никандров значительную часть своей работы посвятил судьбе Солоневича в эмиграции. Довольно подробно показаны контакты Солоневич с деятелями российской эмиграции, конфликты с ними, публикация "России в концлагерь» и издание газет в Болгарии. Подробно автор останавливается на личной жизни публициста и особенно на отношениях с российскими эмиграционных колесами, напряженных и полных конфликтов. В 1938 г. в Софии на Солоневич был организован покушение, в котором погибли его жена Тамара и секретарь Михайлов. После покушения публицист вынужден был переехать в Германию.

Немецкий период жизни Ивана Солоневича наиболее трудный для анализа и богатый на противоположные оценки. С половины 1930-х г. Солоневич сильно приблизился к правых и фашистских организаций российской эмиграции, которые, однако, не были сильным движением. Под его руководством был создан так называемый "штабс-капитанский движение", который в философии "народного монархизм" должен был быть руководящим слоем в новой России, свободной от коммунизма. Постепенно усиливались симпатии Солоневича к нацизму как к антикоммунистической системы и к Германии. Отношение к последней были довольно противоречивыми: до 1941 г. Солоневич имел возможность выступать на различных мероприятиях, писать тексты, редактировать свои издания, которые продолжали существовать в Болгарии, одновременно он открыто поддерживал Гитлера. Довольно быстро позиция Солоневича изменилась, прежде всего в вопросе войны с СССР. Концепция ведения тотальной войны и массовой экстерминации населения (а дополнительно разделения оккупированной территории) вызвало протест Солоневича. Окончательно публициста удалили из Берлина и поселили в Померанию в местечко Тэмпельбург (сегодня Чаплинэк в Польше) под наблюдение гестапо. Очень важным элементом биографии философа является его работа в качестве советника финского правительства во время советско-финской войны в 1939 г. и предложение стать министром пропаганды Беларуси в 1941 г., которую ему сделал Фабиан Акинчиц (509-511). Солоневич ответил отказом в довольно резкой форме: мол, он лучше был бы швейцаром у российского министра пропаганды, чем белорусским министром (509). Практически до 1945 г. Солоневич с семьей сына находился в Тэмпельбурзе. С приближением фронта они убежали в британскую зону оккупации Германии и очень боялись, что их могут выдать советским властям. Никандров довольно подробно пишет о немецком периоде жизни Солоневича (для сравнения, об этом почти ничего нет в белорусских историков[12]) И пытается понять ситуацию своего героя в то время и его возможности[13]. Действительно, Солоневич сбежал из одного тоталитаризма и попал (частично по собственной воле, частично в связи с обстоятельствами) в другой. Его симпатии к фашистского движения в то время не были каким-то исключением, даже можно сказать, что в определенных кругах и определенных обстоятельствах это была интеллектуальная норма. Но довольно скоро он разочаровался в фашизме и нацизме и начал приближаться к более либеральных взглядов. Солоневича наиболее привлекала сила, и под конец Второй мировой войны эту силу он увидел в США и либеральным капитализме, который поддерживал позднее в своих текстах в Южной Америке. Однако нельзя отрицать факт сотрудничества Солоневича с нацистами и с финским правительством и попытки объединить российские профашистские организации под собственным руководством в 1938-1939 г. (которые закончились запретом этой организации немцами). Делать вид, что этого не было (как делают некоторые современные адепты "западнорусизма") — просто глупо. Подробное изучение и анализ деятельности философа в немецкий период необходимы, также и для белорусских историков. Вышеупомянутый ответ Солоневича Акинчиц хорошо иллюстрирует отношение автора "народной монархии" к белорусскому движению, однако он признает себя белорусом (разумеется, в "общерусского" контексте) и духовным потомкам "западнорусизма". Судьба Солоневича во время Второй мировой войны очень интересен и в чем-то даже показательный, он вписывается в довольно разнообразную палитру отношений человека к войне как феномена.

В 1948 г. семья Солоневича (в Тэмпельбурзе Иван Солоневич познакомился с Рут Бэтнэр, которая стала его второй женой) переехала в Буэнос-Айрес в Аргентине. Несмотря на многочисленные трудности Иван Солоневич в аргентинской столице начал издавать свою последнюю газету "Наша страна" (которая существует до сегодняшнего дня и имеет версию в Сети). В 1950 г. правительство Хуана Перона выслал Солоневича вУругвай в связи с критикой диктатуры (622). Солоневич умер в 1953 г. в Монтевидео после сложной операции, пережив на несколько дней Сталина. Никандров довольно подробно останавливается на жизни своего героя в Южной Америке, упоминает о версии смерти и защищает тезис о ненасильственный ее характер (Солоневич имел болезнь внутренних органаву связи со злоупотреблением алкоголем).

В 1952 г. вышла вторая по значимости труд Солоневича, квинтэссенция его философии истории России и ее будущего — "Народная МОНАРХИЯ". Интересно, что именно эта работа была переиздана в 1998 г. в Беларуси, а не антикоммунистическая и антисталинские "Россия в концлагерь", более известная на Западе. Беларусью Солоневич интересовался довольно мало, может, только в воспоминаниях о детстве и молодости, для него она была лишь малой частью большой России, которой он себя посвятил[14]. В лице Солоневича показательна эволюция "западнорусизма": от интереса к Беларуси и Украины до полного интеллектуального растворения в идее "великой России".

Варшавский центр "Карта", известный как сердцевина зберагання документов повседневной жизни ХХ в., Издательство и центр популяризации истории в обществе, в 2007 г. издал первый полный польский перевод "России в концлагерь". Первый польский перевод книги выйшавяшчэ в 1938 г. во Львове, но был довольно несовершенен и сокращены. Книга 1938 была переиздана польскимсамвыдатаму 1987 и 1988 г., авжов1990 г. легальным путем в свободной Польше. Значительный позитивный момент нового издания — наличие ссылок и толкового аппарата к тексту Солоневича и большого послесловия с подробной биографией автора. Автор дополнительного перевода, редакции и послесловия — Агнешка Кныт. Несмотря на довольно большое количество изданий книжки (четыре в течение около 50 лет), Солоневич в Польше практически неизвестен, исследователи из "Карты" пытаются вернуть его свидетельство о коммунизме в польские научные и более широкие общественные круги, при этом подчеркивая, что он родился на территории современной Польши. В послесловии также говорится о белорусских корнях Солоневича, дается довольно подробная биография автора "России в концлагерь" и значение этой книги. Исследователи из "Карты" показывают Солоневича прежде всего как свидетеля коммунизма и нацизма, а не как идеолога "народного монархизм".

Биография авторства Нила Никандрова, изданная в Москве, и новейшее варшавское издание "России в концлагерь" возвращают имя Солоневича читателю и исследователю. Возможно, они станут толчком к исследованию в Беларуси жизни и деятельности Солоневича, и не только современными поклонниками "западнорусских" идеи.

Варшава

Андрей Тихомиров


[1] Литвинский А., Карев Д. западнорусизма в российской историографии второй половины XIX — начала ХХ веков / / Стефан Баторий в исторической памяцинародав Восточной Европы. Гродно, 2004. С. 195-324; Карев Д. Белорусская и Украинская историография конца XVIII — начала 20-х гг. XX в. в процессе генезиса и развития национального исторического сознания белорусов и украинцев.Вильнюс, 2007.
[2] Черепица В. Н. Михаил Осипович Коялович. История жизни и творчестве. Гродно, 1998.
[3] Орлов В. Имена Свободы. Б. м. д.., 2007. С. 172-173; Черепица В. Солоневич И. Л. / / Энциклопедия истории Беларуси. Т. шестой Кн. Первый Минск, 2001. С. 210-211.
[4] Черепица В. Н. Преодоление времени. Исторические очерки и миниатюры. Минск, 1996. С. 37-73.
[5] Солоневич И.. Л. Народная МОНАРХИЯ. Минск, 1998.
[6] В Петербурге проходят конференции, посвященные творчеству Ивана Солоневича (в 2008 г. состоялась уже шестая конференция), издано несколько сборников статей, много материалов можно найти в российском Интернете.
[7] Волкогонов О. Д. Образ России в философии Русского зарубежье. Москва, 1998. С. 249-268; Болотоков В. Х., Кумыков А.М. Феномен нацио и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежье. Москва, 1998. С. 172-184.
[8] Черепица В. Н. Преодоление времени. Исторические очерки и миниатюры.С. 219; Орлов В. Имена Свободы. С. сто семьдесят третьей
[9] Национальный исторический архив Беларуси в Гродно, ф. 2, воп. 37, дело. 1455, л. Первый
[10] Исмагулова Т. Д. И. Л. Солоневич в Санкт-Петербурге (по Материалы студенческого дела) / / Иван Солоневич — идеолог Народной Монархии: МатериалыII научно-практ. конференции: СПб. 25 апреля 2004 года. СПб, 2005. С. 24-25, Интернет-версия: http://solonevich.narod.ru/ismagulova.html
[11] Гл.: Воронин И. П. Иван Солоневич — сотрудник "Нового времени" / / Иван Солоневич — идеолог Народной Монархии. Материалы IV научно-практ. конференции, 9 апреля 2006 СПб, 2007. С. 8-19.
[12] В. Черепица даже пишет, что уже в начале Второй мировой войны семья Солоневич переехала в Аргентину, гл.: Черепица В. Н. Преодоление времени. Исторические очерки и миниатюры. С. 54-55.
[13] Первоначально Н. Никандров опубликовал отдельную статью на эту тему: Никандрова Н. Иван Солоневич в годы нацистской ссылки / / Иван Солоневич-идеолог Народной Монархии. Материалы IV научно-практ. конференции.С. 62-76.
[14] Показательна следующая выдержка из статьи Солоневича "О сепаратного виселицах" с "НАШЕ страны" (2 апреля 1949 г.): "Я — стопроцентный Белорус … Наших Собственно Белорусских самостийников я знаю как облупленных. Вся эта самостийность НЕ есть ни убеждения, ни любовь к родному краю — это есть несколько особый комплекс неполноценности: довольно-таки большие вожделения и весьма малая потенция: на рубль амбиции и на грош амуниции "(с. 604).

Наверх

Tags: XX век, Биографии, Рецензии

SQL - 19 | 1,481 сек. | 7.49 МБ