Нарочанская узкоколейки

Сергей КУЗНЕЦОВ

Наследие

Не исключено, что через несколько лет в Нарачанским краю будет возобновлено существовавшей здесь много десятилетий назад узкоколейной железной дороге. Речь идет о отрезок пути Лынтупы — озеро Нарочь.

Идея восстановления узкоколейной железной дороги появилось года три назад у жителей деревни Комарово, что в Мядельским районе (деревня находится примерно в ста пятидесяти метрах от бывшей вузкакалейки). По мнению обитателей деревни, такой объект способствовал бы развитию туризма в Нарачанским регионе.

«Туризм в Нарачанским краю не станет чрезвычайно популярным, пока у нас не появится обширная туристическая инфраструктура. Для того, чтобы турист приехал, ему нужно предложить мероприятия, связанные с культурой, с историческими памятниками, с экалагичными маршрутами. Людей надо от самого озера Нарочь оттянуть, предложив какой-то другой продукт. Это был бы дополнительный доход для региона … Так и возникла идея восстановления железной дороги », — говорит один из инициаторов восстановления вузкакалейки Эдуард Войтехович, консультант Центра развития сельского предпринимательства« Комарово », что находится в деревне.

Узкоколейной железной дороге от Лынтупов к Кабыльника (сегодня — деревня Нарочь) была построена немецкими войсками во время Первой мировой войны, в 1915 году, для обеспечения нарочанской линии фронта. Этот участок стал адгалинаваннем от железной дороги Свенцяны (сегодня — литовский город Швянчонис) — Лынтупы — Бярэзвеч.

После войны участок железной дороги от Лынтупов к Кабыльника был разобран. и новую жизнь он получил в начале 1920-х годов, когда сегодняшняя западная часть Беларуси входила в состав Польши. Тогда поляки продолжили железную дорогу от Кабыльника до побережья озера Нарочь. «и этот участок железной дороги стал использоваться как туристический маршрут — из Вильно люди ездили отдыхать на Нарачанския озера», — говорит Эдуард Войтехович. Транспортом для желающих отдохнуть железная дорога являлась до 1939 года, когда произошел раздел Польши.

После Великой Отечественной войны железную дорогу использовали для перевозки грузов и пассажиров. По словам Эдуарда Войтехович, так она функционировала до 1960 года. «А в 1961 году на данном участке железной дороги сняли все рельсы и шпалы». Теперь, как отметил собеседник, от Лынтупов к озеру Нарочь остался железнодорожную насыпь. Сохранились некоторые небольшие мосты, требующие ремонта …

В этом году Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» направил в Минаблвыканкам свои предложения о восстановлении железной дороги и о ее возможном использовании в качестве туристического объекта. Как отметил Эдуард Войтехович, на маршруте предлагается создать около десяти станций, так как «дорога должна не просто возить людей из озера Нарочь в Лынтупы». «Каждая станция — определенный туристический объект. На одной остановке — старинная усадьба (с канями, с хорошей кухней, с возможностью отведать пива), второй остановка — это экологическая тропа, третий остановка — Велосипедный маршрут … "

По словам Эдуарда Войтехович, идея жителей Комарова была одобрена Миноблисполкома, и в областной программе развития туризма появилось положение о том, что Нарочанский узкоколейки должна быть восстановлена к 2009 году.

А вот создание туристической инфраструктуры на будущих железнодорожных остановках, — это уже в большей степени дело местных властей и местных жителей. Кстати, в самой деревне Комарово (в отличие от большинства других крупных и маленьких населенных пунктов региона) развитием такого инфраструктуры занимаются уже давно. «Сейчас мы восстанавливаем старый дворцово-парковый комплекс, который находится в деревне. Ранее он принадлежал графу Старжинских … Функционирует у нас пекарня в старинном каменном здании. Скоро собираемся начать реставрацию здания XиX века, чтобы потом разместить в нем почту. Интерьеры этой почты предполагаем сделать похожими на те, что были в XиX веке … »

Если узкоколейки все же восстановится, как будет решаться вопрос с обеспечением ее транспортом, который должен будет двигаться по этой железной дороге? Эдуард Войтехович отвечает на этот вопрос так: «Например, много паровозов находится в Барановичах. Почему оттуда не взять паровоз? .. Вообще, восстановление узкоколейной железной дороги — это довольно крупномасштабный проект. Но если мы думаем о развитие Нарочанского края, то надо инвестировать средства в такие проекты ».