К 90-летию профессора Юлиуш Бардаха (Марцэли Косман)

Юлиуш Бардах — знаменитый польский ученый, исследователь правовой, исторической и политической культуры, признанный авторитет в кругах как юристов, так и историков — родился в Одессе 3 ноября 1914 г. Более 20 лет назад, во время почетной торжества, посвященной 70-летию Мастера да 50-летию его творчества, в заполненной через край зале Ректора Брудзиньский в Казимирово дворце Варшавского университета, юбиляр высказался со своей знаменитой изяществом: "В научной среде господствует убеждение, будто уважение и почести являются не столько результатом творческого сокровищ и трудового вклада, сколько достижением пожилого возраста. Закрепились две круглые даты: шестидесяти-и семидесятилетие. Поздние, принимая во внимание среднюю продолжительность жизни — привилегия избранных ".

Это выступление, под названием "Глядя назад", опубликовала "Polityka" в номере от 22 ноября 1986 г., с достойной настоящего эпикурейца максимой в подзаголовке: Не живем, чтобы есть, а чтобы есть хорошо. В синтетическом разборе собственных достижений (на всех этапах послевоенной действительности, с признанием как ее теней, так и возможностей позитивного влияния) юбиляр констатировал: "Глядя назад, я осознаю, что действовал на чрезмерно широком исследовательском фронте, что вызвало неуклонное распыление усилий и снижало их эффект. Прежде всего, однако, руководствовался собственной любопытством, а она подлежала изменениям. Подытоживая, подтвердить: на линии между двумя противоположными типами был — и остаюсь — ближе к модели  homo ludens, чем к homo faber ".

Высказать такие слова мог только крупный творец, настоящий знаток жизни с большой к нему жаждой. Их оратор имеет многочисленных друзей, учеников — в своей стране и за границей, и не только в научных кругах. Глубокое признание принесла ему как деятельность исследователя, так и работа организатора, а еще — доброжелательность к людям в трудных ситуациях, которых хватало в прошлом польским шестидесятилетию. Судьба дала отпраздновать Юлиуш Бардаху и те поздние юбилеи: сначала восьмидесятых годовщину, после — девяностагодде. Для автора этих строк настоящей гордостью стало участие (также через Tabula Gratulatoria — Около 150 имен!) В памятной книге Из истории правовой культуры. Исследования, посвященные профессору Юлиуш Бардаху в девяностагодде от рождения[1]. Книга была передана юбиляру в зале Сената той же директорской усадьбы Almae Matris Varsoviensis 20 декабря 2004 г., с участием Его Магнифицэнцыи Петра Вэньгленьскага, декана факультета права и администрирования Марка Вансович и директора родного Института истории государства и права Анджея Закшевский (вдохновитель книги в честь своего учителя занял скромное место в глубине зала). От имени многих присутствующих — представителей научных обществ, гостей из всех академических центров страны — слово взяли Генрик Самсанович да Станислав Плаза. Те, кто не попал на торжество, высказывали пожелания через депеши. Герой торжества выступил чрезвычайно коротко, после чего с рюмкой вина принимал поздравления коллег и друзей.

Издание на шестьсот страниц содержит полную библиографию за 1936-2004 г. (564 позиции, вместе с изложенным содержанием сборов), которой предшествует очерк М. Вaнсовича Правовая культура в сокровищ профессора Юлиуш Бардаха. Среди участников юбилейной встречи значительную часть составили историки — преимущественно с этой наукой идентифицируют себя собранные исследователи государственного устройства. Об интересах самого же Юлиуш Бардаха лучше свидетельствует его творческое наследие и характер юбилейной книги. Издание состоит из четырех частей: 1) Стан права — способ создания и восприятие; 2) Правовая мысль, доктрины, идеи, обучение праву; 3) Функционирование права в практике; 4) Оценки, отношение к праву. Всем, однако, царит дух Клио: авторы рассматривают дела от древности до XX в., Почетное же место занимают события Великого Княжества Литовского и новейшая история Литвы (14 статей из 37). За пределами взятой структуры находятся размышления Анны Роснар Исследования правовой культуры. Попытка выявления проблематики. Им в определенном смысле приходится функция подведения итогов не творчеству юбиляра, конечно, а методологии исследования политической (исторической) и правовой культуры. Важное место здесь заняли уже классические работы Станислава Эстрайхэра и Юзефа Сяменьскага, посвященные XVI в. (Обе помещен в сборном издании 1932 г.). Почетную роль автор отводит и материалам XI Всеобщего съезда польских историков в Торуни (1974), посвященном политической культуры (акцентируется программное выступление Стефана Кеневича), размышлениям Януша Тазбира (1976), опыта Эдварда Апалиньскага — чтобы наконец обратиться к статье Вацлава Урушчака (1980 ) о политической и правовую культуру польского парламентаризма периода Возрождения. Весь текст — хотя прямо и не упоминается — пропитанный мыслями, известными из работ Мастера.

Это не первая из памятных книг, посвященных юбиляру. Кроме специальных номеров периодика "Czasopismo Prawno-Historyczne", выявлением уважения к великому гуманиста стали сборники Право — парламент — люди. Исследования, посвященные Профессору Юлиуш Бардаху в шестидесятилетие творческой работы (Warszawa, 1996) и Symbolae historico-iuridicae Lodzienses Julio Bardach dedicatae (Lodz, 1997). Юношеские годы Мастера связаны с Вильнюсом, где он изучал право в университете Стефана Батория, а перед получением диплома в сентябре 1935 дебютировал на VI Всеобщим съезде польских историков (участием в дискуссии Треть в старинном литовском праве). В этом же городе Юлиуш Бардах написал и опубликовал на страницах таких изданий, как "Ateneum Wilenskiе" и "Wiadomosci Studium Prawa Litewskiego USB" несколько рецензий, а также почти 100-страничный трактат Адопцыя в литовском праве XV и XVI в. (Опубликована в 1938 г.), который стал основанием докторской диссертации, защищенной в Ягеллонском университете аж в 1948 г., после военного перерыва. Юлиуш Бардах — профессор Варшавского университета (с 1950 г.), член авторитетных отечественных научных площадок, в том числе Польской Академии Наук (с 1983 г.), доктор honoris causa польских и зарубежных учебных заведений, однако наибольшее удовольствие, бесспорно, ему дает прызнанасць в университете юности.

Хотя диапазон интересов Мастера поистине огромен — от раннего Средневековья до современности (и это не дежурные тексты, а последующие редакции предыдущих публикаций, обычно доработаны, расширенные и углубленные), особое место в его 70-летним сокровищ занимает историческая и этническая Литва, прежде всего XV- XVIII в. Об этом свидетельствуют фундаментальные сборы, публикуемых в политической ситуации, когда польская литуанистики еще должна оставаться если не в "подполье", то, по крайней мере, в сокрытии (я писал об этом в очерке Вильнюсские исследователи истории Великого Княжества Литовского на перепутье (по 1945 г.), помещенном в сборнике Последние граждане ВКЛ, Lublin, 2005). Тогдашние фундаменты строились с относительно неброская для цензуры опытов, публикуемых в журналах и памятных книгах. Настоящим событием стало издание отдельного тома исследований Юлиуш Бардаха Штудии из государственного строя и права Великого Княжества Литовского XIV-XVIII ст. (Bialystok — Warszawa, 1970), отмеченного более чем десятком рецензентов, в том числе превосходно на те времена знатоком темы Генрихом Лавмяньским. Памяти этого ученого, трагически погибшего в 1984 г., профессор посвятил очередной фундаментальный свод Об давнюю и недавнюю Литву (Poznan, 1988), где затрагиваются, согласно названием, еще и XIX — начало XX в. Издание также было отмечено многочисленными отзывами, на этот раз отчасти соотечественников.

Впечатляет библиография работ юбиляра, которая насчитывает 564 позиции. Среди них — шматтомавая История государства и права Польши (Профессор выступает в ролях главного редактора и автора значительной части текстов, касающихся периода до разделов Речи Посполитой); ее много раз переиздавалась аднатомавая версия (написана совместно с Богуслава Лесьнадорским и Михалом Петшакам); аднатомавая синтеза История польского сейма (Опять редактирование и текст, посвященный периоду до 1795 г.); монография Вацлав Мацяёвски и его современники (Warszawa, 1971). Сюда же входят сборы: Литовские статуты и римское право (Warszawa, 1999); Themis и Klio, или права и история (Warszawa, 2001); или новейшее В объективе науки и в зеркале памяти (об ученых, писателей, политиков XIX и XX в.) (Опубликована в девяностые годовщину). Что касается дидактики, трудно не упомянуть и многократно переиздан, смелый для своего времени (1954) учебник История Польши по 1466 (Совместно с А. Гейштор, Г. Лавмяньским, Э. Малечыньскай), который пришлось защищать от тогдашней научной молодежи, что "мыслила правильно" — марксистской.

Это свидетельствует о неизбывной жизненность Юлиуш Бардаха, сумевший оставить в людской памяти благодарны воспоминания из периода, вымагалага и духовного закала, и посреднической таланта. Профессора высоко ценят как на Западе, так и на Востоке, особенно в Вильнюсе, Киеве и Минске (тут он входит в состав редакционного совета "Белорусского Исторического Аглядy", стараниями редакции которого в 2002 г. по-белорусски вышел томик избранных работ Мастера Исследования из истории Великого княжества Литовского). Ждем очередных сборов, надежды на которые дают многочисленные исследования юбиляру, расположенные в журналах и коллективных работах.

Марцэли Косман

С польской перевела Ольга Мазурова


[1] Z dziejow kultury prawnej. Studia ofiarowane Profesorowi Juliuszowi Bardachowi w dziewiecdziesieciolecie urodzin. Warszawa, Liber, 2004.

Tags: Гiстарыяграфiя, Историческая наука в соседей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: