Календарь

Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

Новый порядок приема еще не утверждены

Надежда НиКАЛАЕВА

Взгляд

(Окончание. Начало в номере за 18 января.)

— У нас не проходит буквально ни одного дня, чтобы мы не получали телефонных звонков или писем с десятками и сотнями подписей, — признается председатель парламентской комиссии по образованию, культуре науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович. — Во-первых, люди выражают недовольство отменой платного централизованного тестирования, которое повлечет за собой сокращение попыток сдачи централизованного тестирования и сокращение перечня учебных дисциплин, по которым можно будет пройти централизованный тест-экзамен, до трех дисциплин. У абитуриентов исчезает также возможность пройти вступительные испытания досрочно, увеличивается риск случайного получения невысокой отметки, которую уже нельзя будет улучшить. Кстати, из каждых 100 тысяч участников централизованного тестирования 27 тысячам удавалось со второй попытки улучшить свой тестовый балл. К тому же два тестировании позволяли абитуриенту реально оценить свои шансы на поступление и принять более взвешенное решение о выборе вуза, теперь же этого не будет и, по нашему мнению, от этого проиграет значительное количество населения страны, в том числе и само государство, которое избавиться 6 миллиардов белорусских рублей, за счет которых в предыдущие годы проводилась бюджетное централизованное тестирование, причем для всех желающих.

Во всех абитуриентов и их родителей вызывает недовольство объединение вузов в одном потоке, что автоматически снижает шансы абитуриентов на поступление на бюджетную форму обучения. Раньше можно было претендовать сначала на бюджетное место престижной вуза, затем на бюджетное место менее престижной вузов, а если не повезло в обоих этих случаях, оставалась возможность быть зачислены на платную форму обучения. Есть опасения, что на рынке образовательных услуг может образоваться своеобразный перекос: в периферийных вузах будет наблюдаться недобор претендентов, а в столичных — переполнение за счет зачисленных на платную форму обучения или, наоборот, звышконкурс в периферийных вузах по причине страха молодежи вообще не поступить в высшее учебное заведение. После десяти лет экспериментов по совершенствованию системы приема в вузы мы фактически возвращаемся к прежней советской системы, только с новой формой вступительных испытаний в форме централизованного тестирования.

Интересно, что когда-то именно депутаты инициировавшим разработку и принятие долгосрочных правил приема, потому что были убеждены, что владение информацией — это уже половина успеха. и обладать нужной информацией нужно еще за несколько лет до ответственного старта. Теперь же удалось ситуация с точностью наоборот. В середине третьей учебной четверти выпускники не знают, по каким правилам им придется поступать и не имеют времени, чтобы улучшить средний балл своего аттестата. Приравнивание среднего балла аттестата до четвертой экзаменационной отметки вообще вызывает у членов комиссии, которые имеют за плечами многолетний педагогический опыт, полное неприятие. Один их аргумент — это мера неминуемо повлечет за собой коррупцию в школах. Второй аргумент — таким образом мы «похороним» профильным школу. Не секрет, что в гимназиях, лицеях и профильных классах получить высокую оценку по прафилируючай дисциплине куда сложнее, чем в общеобразовательной школе. Но получается, что оценки в аттестатах выпускников, полученные в обычной и профильных школах, будут иметь абсолютно ровную вес. Это, разумеется, повлечет отток учащихся из профильных классов, гимназий и лицеев, что нельзя позволить хотя бы потому, что с 2008 года планируется переход всей старшей ступени школы на прафилизацыю обучения.

Безусловно, в отмене платного централизованного тестирования есть и свои положительные стороны: это спокойная четвертая учебная четверть в выпускных классах и более короткие сроки проведения приемной кампании. Однако, стоит ставить эксперименты над сёлетними выпускниками, которые готовились к иным «правил игры»? Все-таки Проект правил приема, что был в сентябре вынесен на всеобщее обсуждение, и тот проект, который был в результате внесенных Министерством образования в правительство и Администрацию Президента, не имеют между собой ничего общего. Тем более нельзя принимать успешных и непродуманной шагов, если они затрагивают интересы сотен тысяч молодых людей. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что психология школьников и школьных учителей существенно отлича
ется от психологии ректоров вузов, которые поддержали внесение непопулярных изменений в порядок приема …

Между прочим, у заместителя Министра образования Республики Беларусь Казимира Фарино свой взгляд на четвертую экзаменационную оценку. По его мнению, необходимость работать на средний балл аттестата будет дысцыплинаваць всю систему общего среднего образования и формировать у школьников уважительное отношение ко всем учебных дисциплин, так как общеизвестно, что подавляющее большинство старшеклассников концентрируют свое внимание всего на двух-трех предметах, по которым им придется сдавать в будущем вступительные испытания. Объединение подавляющего большинства вузов в один поток (напомним, что в первый поток попали только военные высшие учебные заведения и вузов искусства), по мнению Казимира Фарино, принесет только пользу, поскольку молодые люди будут более сознательно подходить к совершению профессионального выбора. Полностью согласен с этим мнением и начальник Главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор Анатолий Маразевич. Стоит отметить, что Анатолий Николаевич не первый год входит в состав Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведением вступительных испытаний, поэтому имеет богатый опыт и богатую информацию для анализа ситуации:

— Высшее образование в нашей стране сегодня не является обязанностью, — рассуждает он. — Но давайте посмотрим, сколько попыток дается молодым людям для поступления в вузы. Получается, что мы их чуть ли не насильно тащим туда. А это, извините, уже не система отбора будущих специалистов, а система распределения всех желающих получить высшее образование. Поэтому и бросаются молодые люди: сегодня он хочет быть географом, завтра — литератор, а послезавтра — экономистом. Я лично считаю, что предоставлением многочисленных попыток для поступления мы молодежь, в каком-то смысле, разбэсцили. Совершенно понятно, что никто по доброй воле от таких возможностей не откажется. Поэтому будут и жалобы от недовольных, будут и телефонные звонки.

Хочу также напомнить всем, что платное централизованное тестирование вводилась на экспериментальном этапе, когда в обществе продолжались «горячие» дискуссии относительно целесообразности перехода к новой форме контроля знаний и отбора абитуриентов. Абитуриентам нужно было свыкнуться к системе централизованного тестирования, элементарно научиться работать с тэстами, заполнять правильно бланки, всем необходимо было убедиться в том, что эта система полностью защищена от внешнего вмешательства, увидеть все ее преимущества перед прежними формами вступительных испытаний. Этот этап, я считаю, мы уже прошли. К тому же за счет проведения платного централизованного тестирования мы расцягнули приемную компанию почти на полгода. и все эти шесть месяцев вся страна вынуждена была заниматься фактически решением одной проблемы. Или это не роскошь?

Кстати, место проведения выездного заседания парламентской комиссии было выбрано неслучайно. Именно Республиканский институт контроля знаний является на сегодняшний день и «головой», и «сердцем» системы централизованного тестирования. и у депутатов была возможность своими глазами увидеть и «проверить» надежность созданной за несколько последних лет в Беларуси системы.

Хотя старонним людям довольно трудно представить, что в институте работают всего 35 штатных сотрудников, на которых ложится велизарнейшая нагрузка. В этом году, как предполагается, на проведение бюджетного централизованного тестирования по 14 учебным дисциплинам, обработку бланков с ответами и выдачу сертификатов организатором будет отведено около трех недель. Значит, чтобы уписацца в эти сроки, тестирование придется проводить буквально через день, а проверять и вообще круглосуточно. Для примера, в Польше и Литве на проверку тестовых работ по массовым дисциплинам требуется около одного месяца. Об этом на международной конференции, проходившей в Минске в конце прошлого года, сообщили белорусским специалистам их зарубежные коллеги. Причем на тестирование там выносятся один-два варианта, а не десять, как у нас, так как, по признанию иностранцев, "очень проблематично обеспечить десять равноценных вариантов тестов». "Если бы мы использовали в аудитории один-два вар

SQL - 20 | 0,727 сек. | 7.42 МБ